Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.

визитеры 

Не всегда люди, обращающиеся за помощью к психологу, хотят ее получить. Ниже я привожу пример таких клиентов-визитёров. Это далеко не полный их список. Я только обозначила тех, которые чаще других встречались мне и моим коллегам.

1. Клиент прислан, его заставили прийти родственники, друзья, желающие, чтобы тот изменился, или суд, который обязал пройти терапию. Импульса самого человека на терапию, изменения нет. Отсутствующий взгляд, короткие фразы, закрытые позы, нежелание открываться — частые признаки таких клиентов.

Возможный выход: найти личный запрос человека, его интерес, обратить особое внимание на установление доверия между психологом, (психотерапевтом) и клиентом. Оговорить правило конфиденциальности: все, что будет сказано в сессии, останется между нами! Открыто и честно озвучивать желание третьих лиц, обсуждать то, как с этим будете обходиться. Особое внимание стоит обратить на самопредъявление психолога (психотерапевта), которому следует рассказать о том, что он чувствует в такой ситуации.

2. Клиент пришел из-за любопытства, просто посмотреть, что будет во время терапии, запроса как такового у него нет. Его вдохновляет некий элемент шоу в психологических упражнениях, техниках или сам психолог (что и как он делает). Часто такие клиенты задают много вопросов, не относящихся к сути заявленного, много болтают, восхищаются психологом, перескакивают с темы на тему, проявляют повышенную оживленность, нарушают границы специалиста.

Возможный выход: истинный мотив следует сразу же вскрыть и обсудить. Если клиент не находит реального запроса и желания работать, следует распрощаться с ним.

3. Клиент пришел к Вам пожаловаться. Он ищет спасателей везде и всюду: друзья, родственники, соседи, врачи – все уже побывали в этой роли. Психолог – следующий по счету. Реальная работа и перемена ситуации такому человеку не требуется.

Распознать жалобщика просто: у него все кругом виноваты, с ним очень несправедливо обошлись, его всегда преследуют неудачи, карма такая…

Возможный выход: любым путем вернуть ему ответственность за происходящее. Например: «Я готов с Вами работать только в том случае, если Вы с этой минуты перестанете говорить про других и начнете рассуждать о происходящем только с позиции Вашей ответственности за все, с чем сталкиваетесь в своей жизни: что я делаю/не делаю, чтобы это было; как я препятствую/не препятствую происходящему, допускаю/не допускаю… и т.д.».

4. Клиент сменил уже 5-10 психологов, все его не устраивают. Похоже, что Вы будете следующим. Здесь мотивы такого поведения могут быть разные: желание «побадаться» со специалистом, показать свою значимость, доказать, что «Я круче», «Ни одна терапия меня не возьмет!», «Не родился еще тот специалист….»; на глубинном психологическом уровне – выяснить таким образом отношения со значимой базовой фигурой детства; показать близким, что я «работаю» с собой, что-то делаю с проблемой, якобы, хочу ее решить: «Вот, видите, сколько психологов сменил, сколько денег потратил, никто не помог моему горю!».

Возможное решение: такого клиента достаточно спросить о том, какой Вы у него по счету. После оглашения номера в списке, начать работать не с тем запросом, с которым он пришел, а решать вопрос визитёрства к специалистам. Здесь таятся по-настоящему важные и значимые моменты для такого клиента. Хорошо поинтересоваться о результатах прошлой терапии с другими: что делал сам клиент, какие задания и как выполнял, в чем видит свою ответственность за нулевой результат прошлой терапии и прочие вопросы на тему проведенной ранее работы.

Если он не включается в обсуждение, «зарубает» терапию на корню, можно предложить следующее: пусть он посмотрит психологу в глаза и 3 раза произнесет примерно следующее: «Я зря сюда пришел, Вы не поможете мне, т.к. я не готов эту помощь принять, она мне не нужна, мне нужно, на самом деле другое!». Сначала будет ужасное сопротивление против этих фраз, но на второй и третий раз Вы можете заметить изменения в клиенте.

5. Вечные клиенты – это такие клиенты, которых вдохновляет сам процесс терапии, а также тренинги, семинары, но в жизни они ничего менять не хотят. Такие люди якобы находятся в постоянной работе над собой. Часто это служит прикрытием от решения истинных проблем. Они, с одной стороны, покажутся «подарком» для психолога: постоянно ходят, «растут», стремятся к чему-то. У начинающих специалистов может даже появиться восторг и умиление от такого усердия клиента, а к тому же он, как правило, не жалеет денег на терапию. Они похожи не некоторых поломников, которые постоянно находятся в разъездах по Святым местам, а с Богом так и не встречаются внутри себя, просто их завораживает сама поездка, общение, обсуждение, компания и прочее.

С ними хорошо работает вопрос: «Для чего тебе это? Зачем?». Как правило, они начнут говорить о каких-то заоблачных, высоких истинах, далеких от жизни и от них самих. Попробуйте все же добраться до настоящих ценностей таких клиентов, до того, что на самом деле ими движет.

6. Клиенты, разыскивающие друга или подружку в лице психолога. Им не нужна личностная работа, изменения, им нужен собеседник, а точнее – всепринимающий слушатель, поддержка. Скорее всего они и слова Вам не дадут сказать. Или же, напротив, попытаются нарушить границу, начнут выспрашивать личные, даже интимные подробности Вашей жизни, принесут чаю с конфетами, сделаю услугу, о которой Вы не просили, больше заплатят за консультацию, потом вдруг смогут позвонить ночью, расплакаться, начать рассказывать о том, что случилось и очень удивятся, почему Вы их не слушаете…

Сразу, с первых минут держите границы! Стоит только чуть пойти у них на поводу – всё, как специалист Вы не воспринимаетесь! Терапии не будет. Будут дружеские посиделки, панибратство!

7. Людям нужна только справка, что они были у психолога: для суда, (например, при разводе, делёжке ребенка, когда мама хочет показать, какая она заботливая: ходит с ребенком к психологу), школы, работы. Терапия таким не требуется.

8. Люди, ищущие тех, на кого бы им вылить свое раздражение. Или, так называемые, энергетические вампиры (без претензии на мистику!). Главный их мотив, образно говоря, — выжать из Вас все соки! В данном случае, важную роль будет играть то, насколько психолог позволит это с собой сделать. Начинающим специалистам может быть не легко, т.к. они могут исходить из установок: «мне сейчас главное – наработать клиентскую базу, так что, терпение!», «клиент всегда прав!», «будешь профи – будешь выбирать себе клиентов, а сейчас – принимай тех, что пришли!».

Помните, что в любой работе, всегда и везде самое важное – это Вы сами! Потеряете себя – потеряете клиента, терапию! Уважаете себя, свои границы!

Галина Носкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.