Священники и психологи

Священники и психологи. Удивительные осознавания после семинара

Недавно я посетила трехдневный семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми и их родственникам» Организатор этого семинара – Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела Русской Православной Церкви. Вел семинар владыка Мефодий

На семинар меня пригласил протоиерей Дмитрий Болтонов, настоятель Свято-Ильинского храма, прихожанкой которого я являюсь. Пригласил с целью помочь организовать работу по помощи наркозависимым и их родственникам на нашем приходе. У меня есть большой опыт работы с зависимыми и созависимыми в рамках 12-шаговой программы, работаю я с ними и как гештальт-терапевт.

1 1_1

Психологов на семинаре было немного – двое, а потом мой коллега ушел, и я осталась одна. Встретился мне там батюшка-гештальтист, который закончил 2 ступень МГИ,  был один слушатель, работающий по 12-шаговой программе, были парни из реабилитационных центров – консультанты и руководители. Но в основном на семинаре присутствовали священники со всего Краснодарского края. Которые были призваны на обучение, а потом и организацию церковной помощи наркоманам и их родственникам.

Вел семинар владыка Мефодий. Человек удивительной проницательности, твердости, неспешности. В тоже время с прекрасным чувством юмора и знанием темы.

1_2 2_2

Я впервые попала в такое сугубо-мужское сообщество, да еще и состоящее из духовных служителей. Чувствовала я там себя поначалу неуютно.  Много было критики в адрес психологов, в то же время признавалась их необходимость в реабилитационном процессе, 12-шаговой программы. Все что мне было дорого и понятно подвергалось беспощадным нападкам.  Идентичность моя пошатнулась. Я изо всех сил пыталась критически относиться к тому что говорили выступающие.  В конце второго дня я начала потихоньку обнаруживать себя.

И, как ни странно со многим готова была согласиться. Не потому что это говорят люди в священническом сане. А потому что я и сама когда-то также рассуждала, но не решалась это выносить на обсуждение с коллегами.

3 6

Например, о роли священника и психолога в помощи людям. Формулировка владыки Мефодия была очень сходна с моими собственными рассуждениями:

«Психолог помогает опираясь на свой опыт и знания, а священник силой Духа Святого»

Многие запросы наших клиентов объективно не решаются только в парадигме гештальт-подхода, экзистенциальной и других направлений психологии.  Спрашивают клиенты про религию, про выстраивание мировоззренческих позиций, про совмещение религиозной жизни и психотерапии.

9 10

Про то, что такое душа, дух, как это все совмещается и взаимодействует с телом. За все ли несет ответственность человек или есть еще Кто-то вне его к Кому можно обращаться и размещать свои запросы на границе контакта с Ним.

Каких нравственных ориентиров придерживаться? Как выстраивать собственные этические принципы? Что можно что нельзя, что хорошо, что плохо. Всегда ли следует ориентироваться на собственные ощущения в ответах на эти вопросы.

Очень удивили такие «психотерапевтические» комментарии священников: «нельзя тянуть страждущего на своей энергии, необходимо, что бы он сам прилагал усилия», «к священнику на исповедь приходят с теми грехами, которые есть у самого батюшки».

 

11 12

У нас, психологов и священников много общего, много и отличий. И если бы нам взаимодействовать друг с другом, глядишь и результат был совсем другой, и прихожанин мог прийти к психологу, направленный батюшкой для получения необходимой ему профессиональной помощи, а наш клиент, пришедши к священнику  имел возможность проникнуть в поисках себя в те глубины, которые нам (психологам) не доступны в силу многих причин.

Наталья Барсукова

 

1334

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.