(рассуждения психотерапевта)
Когда клиент встречается с моими границами, ему может быть очень-очень неприятно. Даже больно. На символичном уровне мои границы напоминают, что я не всегда буду доступна для него, не всегда пойду навстречу, в некоторых случаях предпочту свои нужды его нужде во мне.
На этом символичном уровне это напоминание о том, что родитель не всегда будет в распоряжении ребенка, и ему (ребенку) придется с этим как-то справляться.
Особенно тяжело справляться тому, кому родителей и так было мало. Чьи нужды регулярно игнорировались, а ответственность эа отказ перекладывалась на ребенка.
…………………
….Ну что ты пристаешь? Не видишь – я готовлю? (Я занят, у меня работа)
…Хватит ныть! Уши вянут (Как не стыдно, уже большой, Ну чего тебе еще надо?)
…Наплюй на (тех, кто тебя обижает); Ты все придумал; Они тебе добра желают!
…Как не стыдно просить (вещи для себя), когда денег нет!
…Что за ересь ты смотришь (носишь, читаешь) вместо того чтобы…
За этими игнорирующими и обесценивающими родительскими репликами стоят детские нужды – важные, очень важные…
В защите, в близости, в сочувствии, принятии, в праве на желания, чувства, свои решения….
………………
Когда клиенты встречаются с моими границами, они попадают в «зону» отказа в нуждах… В ту детскую зону, где им было жестко, без права на обжалование, отказано в этих нуждах.
Теперь, нуждаясь (хоть и, зачастую, не готовы это признать) в моей поддержке, сочувствии, принятии, разрешении хотеть и чувствовать, они стараются не встречаться с моими границами.
Но иногда, когда им кажется, что они делали все, как положено, не нарушали правил, были прилежны и примерны, и наступившие совершенно внезапно обстоятельства их «оправдывают» по причине того, что на них невозможно влиять… или же надеются, что заслужили свою награду…
Тогда они очень хотят, чтоб я пошла навстречу.
……………..
…Одна попала в пробку, и опоздала по независящим от нее причинам. Другая хочет уехать на пару месяцев в Таиланд и просит продолжать терапию в скайпе.
Кто-то, несмотря на договоренности об оплате пропущенных сессий, все же просит поблажку…
Эти маленькие просьбы могут остаться ничего не значащими событиями, если я соглашусь пойти навстречу.
И они становятся гигантскими «фигурами», если я отказываю. Если я настаиваю на своих границах, обнажая их спрятанную и тщательно охраняемую нужду.
И тогда я встречаюсь с подавленными к родителям чувствами.
……………………
… Эти родители не умели встречаться с обидой и злостью своих детей. Они слишком мало удовлетворяли потребности в близости, не могли брать на себя ответственность за отказ (перекладывая ее на ребенка), и не давали проживать чувства обиды, злости и разочарования.
………………
Между тем, это нормально – не всегда быть в распоряжении ребенка, и обозначать ему свои границы.
И выдерживать его чувства, и не назначать его виновным в своем отказе.
…………………………….
Этот опыт был усвоен неэкологично: нуждаться — стыдно (опасно, плохо). Нужду нужно скрывать, удовлетворяя ее… манипулированием.
Стало быть, необходимо создать новый, экологичный опыт, когда в нужде нет ничего стыдного или опасного, а ситуативный отказ можно пережить.
…………
….Теперь разочарование, обиду, злость моих клиентов в связи с моими границами, придется пережить мне.
— Ты уезжаешь в Таиланд? …. Ты делаешь выбор, и, как в любом выборе, ты обретаешь одни возможности, и теряешь другие… Мы не будем встречаться в скайпе, мы сделаем перерыв.
Моя клиентка сначала растеряна… Она думала, что сможет легко договориться. Столкнувшись с тем, что договориться не удается, она стремительно падает в пропасть своей детской нужды.
Медленно, замирая, преодолевая свое сопротивление, она предъявляет мне свои чувства: обиду, злость…. И, наконец, вместе со стыдом – нужду в поддержке и … близости.
Чувствуя свое право на границы, я могу сопереживать ей, и признаю ее право на чувства и нужду.
Почти физически ощущаю появившуюся близость…
В наших отношениях появляются новые открытые зоны, в которых раньше мы не бывали.
Вероника Хлебова