Терапевтические школы здесь-и сейчас (Джозеф Зинкер)

Поскольку феноменологические материи образуют сырые данные опыта, само собой разумеется, что все теоретики личности начинают свои размышления с опытной основы. Фрейд собирал свободные ассоциации и основывал свои открытия в области бессознательного на содержании, структуре и процессе этих ассоциаций. Однако Фрейд интерпретировал содержание опыта. Он искал лежащую в основе суть мотивации, а не топографию опыта как такового.

Интерес к последнему происходил преимущественно из экзистенциальной философии, которая разносторонне занималась онтологической природой человека и его состоянием одинокой заброшенности в мире без поддержки готовыми смыслами. Феноменология изначально была отраслью философии и обращалась к проблемам развития истинного неинтерпретированного описания изменчивой природы человеческого опыта. Феноменология — это язык экзистенциального мышления вообще.

Таковы вкратце философские / теоретические корни нашей текущей озабоченности здесь-и-сейчас. На самом широком уровне такие со временные направления психотерапии, как экзистенциальный анализ, онтоанализ, клиент-центрированное консультирование и гештальт-терапия — все имеют отношение к экзистенциализму. Хотя методы у этих психотерапевтических школ различаются, они разделяют общий первичный интерес к личности: как она раскрывает себя в непосрественности терапевтической встречи.

Дазайн-анализ означает состояние бытия здесь; однако это выражение необязательно охватывает конкретные и поведенчески экстенсивные рабочие отношения в здесь-и-сейчас терапевтической ситуации. Дазайн-анализ оказывается попыткой интерпретировать личное состояние бытия в мире на серьёзном уровне. В своей методологии он всё ещё привязан к психоанализу, с акцентом на когнитивном и дискурсивном, а не на экспериментальном и поведенческом. Они много говорят и очень мало делают.

Самая чистая форма терапии «здесь и сейчас» — это роджерианское клиент-ориентированное консультирование. Роджерс работает исключительно с материалом, который клиент предоставляет ему в консультационной ситуации, во время индивидуальной или групповой встречи. Он принимает в точности то, чем клиент делится с ним и не ищет бессознательных мотивов. Он остаётся в настоящем, вербально работая с материалом клиента. Даже обсуждения исторического характера обладают этим качеством: «Ты сейчас чувствуешь, что из-за того, что твоя сестра тебя дразнит, ты, учась в институте, ведёшь себя довольно отстранённо, верно?» Это очень освежает — быть услышанным принятым, находиться рядом с другим человеком, который помогает прояснить именно то, как ты чувствуешь прямо сейчас, что тебе нужно выразить.

Принципиальные требования Роджерса к творческому процессу -это эмпатия терапевта, искренность и безусловное уважение к клиенту. От консультанта не исходит никаких интерпретирующих утверждений, а, когда он решает двинуться за пределы содержания того, что выражает клиент, он присваивает себе своё переживание: «Когда я смотрю, как ты сидишь, согнувшись, я чувствую себя (и, может, ты тоже) очень печально и одиноко». Этот с виду простой анализ переживания человека обладает большой силой в руках очень сенситивного терапевта. Однако в этой терапии невозможно попросить клиента модифицировать своё поведение во время терапевтической сессии. Для Роджерса такая попытка была бы манипуляцией другим человеком, отключением от представления о том, что человек может сам себе помочь.

Гештальт-терапия — это уникальный пример интеграции бихевиорального и феноменологического подходов. Под сильным воздействием организмических взглядов Курта Гольдштейна и Вильгельма Райха гештальт-терапия пытается понять бытие человека здесь на каждом уровне функционирования. Терапевт начинает с того, что сообщает клиенту свои наблюдения: «Когда ты начинаешь говорить о своей дразнящей сестре, рот у тебя сжимается. Ты чувствуешь это?» Сделав верное наблюдение относительно внешности человека, терапевт может перейти к более активному обучению и предложить клиенту поэкспериментировать со своим сжиманием: «Попробуй говорить о своей дразнящей сестре и при этом ещё сильнее сжимать рот». Терапевт пользуется всем организмом клиента, чтобы тот что-то узнал о своих чувствах. Это делается без интерпретации поведения. Терапевт ждёт, пока клиент сам сделает открытие: «Когда я сжимаю свой рот, я ещё и зубы стискиваю, и это напоминает мне о времени, когда я кусал сестру…»

В гештальте дазайн-анализ всегда происходит в здесь-и-сейчас терапевтической сессии и включает в себя работу со всем диапазоном функций клиента. Все гештальт-эксперименты увязаны с непосредственным переживанием жизненного опыта личности, когда она предъявляет себя в ситуации. Произвольные же упражнения давят на человека (или группу), не имеют опытной основы, лишены живого контекста для клиента. Именно в этом живом контексте происходит самое долгоиграющее обучение.

Гештальт-терапия — это экзистенциальная встреча людей

Гештальт-терапия – это экзистенциальная встреча людей. Она позволяет человеку обнаруживать себя в процессе этой встречи, а не принимать apriori монолитный взгляд на всё человечество.

Через творческую вовлеченность в гештальт-процесс человек:

— движется к большему осознаванию себя – своего тела, своих чувств, своей окружающей среды;

— учится присваивать свои переживания, а не проецировать их на других;

— учится осознавать свои потребности и развивать навыки удовлетворения себя, не насилуя других;

— движется к более полному контакту со своими ощущениями, учится нюхать, пробовать, качаться, слышать и видеть – смаковать все аспекты себя;

— движется к переживанию своей силы и способности себя поддерживать вместо того, чтобы полагаться на скулёж, стыжение или обвинение ради мобилизации поддержки окружающей среды;

— становится чувствительным к окружению, при этом надевает броню в потенциально деструктивных или ядовитых ситуациях;

— учиться брать на себя ответственность за свои действия и их последствия;

— чувствует себя комфортно с осознаванием своей фантазийной жизни и её выражением.

По мере продвижения работы, человек всё комфортнее плывёт в переживании своей энергии и использует её для своего полного функционирования. Он действует, не растрачивая свою энергию, учась творчески интегрировать внутри себя конфликтующие чувства, вместо того чтобы давить на свой организм или поляризировать своё поведение.

(из книги Джозефа Зинкера «Творческий процесс»)

Джозеф ЗИНКЕР — доктор психологии, гештальт терапевт, а также: художник, писатель, поэт. Обучался у Ф.Перлза, Л.Перлз, П.Гудмана, И.Фрома в Кливлендском Гештальт Институте (США), где он в последствии возглавил один из факультетов. Автор монографии: «Творческие процессы в Гештальт терапии» и «В поисках хорошей формы: гештальт-терапия с супружескими парами и семьями». Сотрудник центра семейных систем Гештальт Института в Кливленде.

 

из материалов специализации «Экзистенциальная парадигма в гештальт-терапии»

Ведущий: Виталий Елисеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.