Цена успешной терапии

 Скрыть Цена успешной терапии 

Каждый получает столько,

За сколько готов заплатить.

Из текста статьи

 

Психотерапия – активный процесс не только со стороны психотерапевта, но и клиента, здесь нужно отдавать, вкладываться, за нее необходимо платить.

Вариант получить что-то, не проявляя личной активности, не проходит, несмотря на частое желание клиента занимать пассивную позицию и ждать чудесного исцеления. Каким бы профессионалом ни был терапевт, как бы ни старался помочь клиенту в решении его проблемы, без встречного движения последнего все его усилия окажутся бесполезными.

Чем приходиться платить клиенту за успешную терапию?

Временем, деньгами, усилиями, переживаниями.

Рассмотрю эти формы «оплаты» более подробно.

Начну с самого очевидного.

  • Деньги

Деньги в терапии выполняют ряд важных функций:

1.       Деньги в целом выполняют функцию оценки  и в каком-то смысле ценности чего-либо. Не является исключением здесь и терапия. Необходимость платить за терапию, безусловно, повышает ее ценность для клиента, способствуют созданию у него определенной мотивации на работу. Очень важно, чтобы клиент платил сам, а не кто-то другой за него. В противном случае для него терапия не будет иметь цены и ценности.

2.       Деньги дают свободу. В  терапевтических отношениях оплата клиентом работы психотерапевта способствует поддержке между ними баланса «брать-давать». В противном случае клиенту приходится платить чем-то другим. Если этот баланс не соблюдается на денежном уровне, то придется расплачиваться на другом уровне, иногда более тонком. Чаще всего такой платой в терапии является зависимость от терапевта.

3.       Отношение к деньгам является критерием реалистичности, адекватности человека, возможности принимать им этот мир таким, какой он есть, и жить в нем. Современный мир сложно представить без денег, деньги важная часть этого мира. И пренебрегая деньгами, человек не принимает, игнорирует важную часть этого мира.

4.       Деньги задают модус ответственности в терапевтических отношениях. Деньги в терапии служат подтверждением профессионализма терапевта и ответственности клиента. Профессия – это вид деятельности, благодаря которой человек (профессионал) зарабатывает себе на жизнь. Если терапевт не берет денег со своих клиентов – он не является профессионалом. Если же он считает себя профессиональным терапевтом и не берет за свою работу денег, то в этом случае он удовлетворяет какую-то другую свою потребность.

Деньги не являются единственным эквивалентом цены, несмотря на их важность.

  • Время

Клиенту приходится платить за терапию своим временем, которое является временем его жизни. Нередко психотерапия – достаточно длительный проект. И клиенту придется отдавать за успешный результат терапии десятки и даже сотни часов своей личной жизни.

  • Усилия

В процессе терапии клиент неизбежно будет вынужден совершать ряд усилий:

Осознавать. С этого процесса начинается терапия. Не всегда результат осознавания является приятным для клиента, а иногда и достаточно болезненным. И здесь необходимо определенное мужество «посмотреть на себя и свою проблему другими глазами».

Рисковать. Уже само обращение к терапевту требует определенного риска. Клиенту зачастую приходиться прикладывать усилия для того, чтобы обратиться к специалисту, борясь со страхом быть непонятым и стыдом быть оцененным.

Экспериментировать. Осознание – лишь первый шаг к изменению. Без попыток разорвать привычный стереотип своего поведения, попробовать сделать что-то по-другому, получить новый опыт, терапия так и «застрянет» на этапе осознавания.

Ассимилировать. Полученный в результате экспериментов новый опыт необходимо интегрировать в картину своего Я, в картину Мира. В противном случае этот опыт так и останется на задворках личности ненужным грузом.

  • Переживания

Процесс терапии для клиента отнюдь не является «приятной прогулкой по дороге своей жизни». Как и осознавания, переживания и чувства клиента могут быть для него неприятными и болезненными. Ряд проблем (в первую очередь речь идет о психологических травмах) требуют возвращения в неприятные моменты прошлого и повторного проживания (ре-переживания) травматичного опыта.

Все это требует от клиента совершать  в процессе психотерапии Я-усилия.

Вышерассмотренные «формы оплаты» клиента за успешную терапию неизбежно приводят к его сопротивлению терапевтическому процессу и, как это ни парадоксально, сопротивлению изменениям и, следовательно, решению своих проблем. Действительно, клиент, идя на терапию, искренне хочет решить свою проблему, но в процессе терапии он сталкивается с рядом субъективных препятствий и начинает тормозить этот процесс.

Хочу отдельно остановиться на еще одном источнике сопротивления изменениям в терапии. Таким препятствием является страх изменения.

Страх изменения является иррациональным и слабо поддающимся осознанию и контролю.  Он может проявляться как в виде реальных переживаний клиента тревоги, потери опоры, так и в виде сновидений, в которых присутствует тема пути, чего-то нового, манящего и страха и даже ужаса двигаться туда.

Страх изменениям может проявляться в виде следующих конкретных страхов:

Страх изменения собственного Я. Я перестану быть Я – это один из самых сильных страхов, сравнимых со страхом физического небытия.

Страх изменения мира. Этот страх является производным от первого. Изменишься сам – и поменяется мир.

Страх встретиться с собой Другим, со своим не-Я, своей тенью,своими неосознаваемыми влечениями, вытесненными желаниями, скрытыми под социальными наслоениями инстинктами.

Страх встретиться с реальным миром. Обнаружить, что мир не совсем такой, каким привык его рисовать, разочароваться в своих иллюзиях, фантазиях, ожиданиях.

Страх встретиться с реальным другим. Вдруг я увижу, что рядом со мной не тот человек? (Слабый, зависимый мужчина, контролирующая, властная женщина и т.д.)

Человек в детстве строит для себя картину этого мира, а потом всю оставшуюся жизнь, как правило, занимается ее поддержкой. В психологии описана интересная потребность – в когнитивном консонансе – необходимости поддерживать непротиворечивую картину мира. С другой стороны существует противоположная потребность – в изменении, развитии.

Человек постоянно пребывает в своей жизни между страхом и интересом, любопытством. Страх останавливает, делает неподвижным, ригидным. Но при этом сохраняется иллюзия безопасности и стабильности. Любопытство толкает человека на изменения, риски, разрушает стабильность, повышая при этом уровень неопределенности и тревоги. Преобладает в жизни человека страх – это ведет к застою, если же интерес – изменениям.

По сути у нас есть две альтернативы в жизни:

  1. Жить с закрытыми глазами, иллюзиями, ожиданиями, что что-то изменится само по себе;
  2. Принять на себя ответственность, рисковать, делать выборы, отвечать за них, самому строить свою жизнь.

Многие хотят решить свои проблемы и при этом не меняться самим. Иногда это получается. В том случае, если проблема была ситуативного свойства – т.е. создавалась определенной ситуацией, которая превышала адаптивные возможности человека. В этом случае задача психолога – помочь клиенту справится с ситуацией: показать другую перспективу, вооружить необходимыми знаниями, умениями, в самом общем виде оказать поддержку и произвести научение. Но в терапии мы чаще встречаемся с проблемами, автором которых является не ситуация, а сам человек. Можно сказать, что в этих случаях человек является причиной своих проблем. И в этом случае для того, чтобы решить проблему, необходимо не менять мир, других людей, а измениться самому.

Терапия дает возможность человеку для изменения. Готов ли он воспользоваться этой возможностью – решать ему.

При этом важно честно ответить себе на следующие вопросы:

Какую цену ты готов заплатить за изменения? Готов ли ты рискнуть, выйти из зоны относительного комфорта и встретиться с неизвестностью? Сможешь выдерживать тревогу неопределенности и открыться новому опыту??

И в конце «на десерт» предлагаю понравившуюся мне притчу (автор Юлия Минакова), которая красиво описывает цену человеческих желаний.

Притча об исполнении желаний

На задворках Вселенной находился один магазинчик. Вывески на нем давно уже не было — ее когда-то унесло ураганом, а новую хозяин не стал прибивать, потому что каждый местный житель и так знал, что магазин продает желания.

Ассортимент магазина был огромен, здесь можно было купить практически всё: огромные яхты, квартиры, замужество, пост вице-президента корпорации, деньги, детей, любимую работу, красивую фигуру, победу в конкурсе, большие машины, власть, успех и многое-многое другое. Не продавались только жизнь и смерть — этим занимался головной офис, который находился в другой Галактике.

Каждый пришедший в магазин (а есть ведь и такие желающие, которые ни разу не зашли в магазин, а остались сидеть дома и просто желать) в первую очередь узнавал цену своего желания.

Цены были разные. Например, любимая работа стоила отказа от стабильности и предсказуемости, готовности самостоятельно планировать и структурировать свою жизнь, веры в собственные силы и разрешения себе работать там, где нравится, а не там, где надо.

Власть стоила чуть больше: надо было отказаться от некоторых своих убеждений, уметь всему находить рациональное объяснение, уметь отказывать другим, знать себе цену (и она должна быть достаточно высокой), разрешать себе говорить «Я», заявлять о себе, несмотря на одобрение или неодобрение окружающих.

Некоторые цены казались странными — замужество можно было получить практически даром, а вот счастливая жизнь стоила дорого: персональная ответственность за собственное счастье, умение получать удовольствие от жизни, знание своих желаний, отказ от стремления соответствовать окружающим, умение ценить то, что есть, разрешение себе быть счастливым, осознание собственной ценности и значимости, отказ от бонусов «жертвы», риск потерять некоторых друзей и знакомых.

Не каждый пришедший в магазин был готов сразу купить желание. Некоторые, увидев цену, сразу разворачивались и уходили. Другие долго стояли в задумчивости, пересчитывая наличность и размышляя, где бы достать еще средств.

Кто-то начинал жаловаться на слишком высокие цены, просил скидку или интересовался распродажей. А были и такие, которые доставали все свои сбережения и получали заветное желание, завернутое в красивую шуршащую бумагу.

На счастливчиков завистливо смотрели другие покупатели, судача о том, что, хозяин магазина — их знакомый, и желание досталось им просто так, без всякого труда. Хозяину магазина часто предлагали снизить цены, чтобы увеличить количество покупателей. Но он всегда отказывался, так как от этого страдало бы и качество желаний.

Когда у хозяина спрашивали, не боится ли он разориться, то он качал головой и отвечал, что во все времена будут находиться смельчаки, готовые рисковать и менять свою жизнь, отказываться от привычной и предсказуемой жизни, способные поверить в себя, имеющие силы и средства для того, чтобы оплатить исполнение своих желаний.

А на двери магазина уже добрую сотню лет висело объявление: «Если твое желание не исполняется — оно еще не оплачено».

Малейчук Геннадий Иванович

http://www.b17.ru/article/24541/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.