Часть 2
Выученная беспомощность — личностная невозможность предпринимать какие-либо действия, направленные на улучшение ситуации. Причем действия как направленные на приобретение позитива, так и на избегание негатива. Выученная беспомощность имеет стабильный общий характер. То есть не зависит от ситуаций, в которых человек оказывается, а является одним из качеств характера. Подробно о том, что такое выученная беспомощность и как её открыли, я писал в предыдущей заметке«Возможность влиять на результат и успешность жизни».
По результатам исследования выявили три источника формирования выученной беспомощности:
- Отсутствие возможности самостоятельно влиять на события своей жизни
- Наблюдение беспомощных людей
- Отсутствие самостоятельности в детстве и готовность родителей всё делать за ребёнка.
Чаще всего выученная беспомощность возникает у детей и подростков на фоне трудных жизненных обстоятельств и неправильного воспитания.Прежде чем разобраться какие события влияют на формирование беспомощности у детей, обрисуем то, к чему она приводит во внешней картине и внутреннем мире человека.
Внешне выученная беспомощность выглядит так (возможны одиночные проявления или их причудливое сочетание):
- Депрессия
- Апатия
- Повышенная тревожность
- Общее снижение защитных функций организма
- Психосоматические расстройства (в зависимости от индивидуальных особенностей – изменение давления, проблемы с желудочно-кишечным трактом, частые «простуды» и как следствие гаймориты, синуситы, фарингиты и т.д.)
В обыденной жизни всё идет как обычно и можно не заметить, но если посмотреть на всю картину в целом, то становится видна лавина грусти, болезней и проблем, которые есть у человека. И самый верный показатель – человек не делает ничего, чтобы это состояние изменить.
Внутреннее состояние не намного лучше, я вам скажу. Внутри, чаще всего, одно довлеющее состояние безысходности, которое оборачивается в несколько основных мыслей:
- Изменить это невозможно и даже не стоит пытаться. Да, у других – получается, но у меня не получится. Они — другие (талантливы, богаты, образованы, умны, имеют знакомства и связи), а я – нет. И даже если всё это есть, то я – просто неудачник, у которого одни неудачи.
- Всё, что я делаю, приводит к неудачам. Все мои успехи – случайности и не имеют в основании моих усилий, чистое везение. А даже если и есть там мои усилия, то это совпадение. А вот всё, где я прикладываю силы и талант – приводит к неудачам.
- И третья, самая страшная мысль: я – неудачник и всегда буду неудачником. Мои усилия не дают результат и никогда его не дадут, как бы я ни старался. Поэтому нет смысла даже пытаться что-либо сделать.
Интересной особенностью выученной беспомощности является то, что независимо от того на какой ситуации она была выработана, она имеет тенденцию распространять своё влияние на многие другие ситуации. Вплоть до полной бездеятельности человека. И когда это происходит, то человек перестает предпринимать любые попытки справиться с ситуациями и задачами. Даже с теми, которые поддаются решению и с которыми ему по силам справиться.
Причины возникновения выученной беспомощности у детей
Как я писал выше, выделяют три причины возникновения выученной беспомощности. Я здесь рассмотрю, какое поведение родителей может формировать у ребёнка выученную беспомощность.
Отсутствие возможности самостоятельно влиять на события своей жизни
Вспомните анекдот, в котором мама зовет ребенка домой, а на его вопрос: «Мама, я замерз?», получает ответ: «Нет, ты хочешь кушать». На самом деле у героя этого анекдота (ребёнка) формируется не только выученная беспомощность, но и уничтожается навык прислушиваться к своим потребностям. Но сегодня мы о беспомощности. Так чем же плохо все решать за детей? Вроде родители взрослее и лучше знают когда и что надо делать, какую еду есть и как одеваться. Что же здесь не так?
Я писал в заметках про инфантильность и детско-родительские отношения, что одна из важнейших задач родителей – это подготовить ребенка к взрослой жизни. В том числе научить его принимать решения и совершать действия. Это – возможность влиять на свою жизнь. Первоначальные решения не должны быть глобальными (!). Они должны быть простыми и не влияющими на безопасность и здоровье ребенка. Пусть ребенок выбирает, какой сок ему пить. Или какие из предложенных футболок надеть. Простые выборы – это тоже выборы. Они помогают ребенку чувствовать, как он влияет на свою жизнь. В дальнейшем выборы становятся всё сложнее и разнообразнее. С каждым этапом роста и прохождением сепарации ребенку отдается всё большее право решать что-то в своей жизни.
Отсутствие таких возможностей в итоге формирует у ребенка мнение, что он не влияет на свою жизнь и всё происходит не по его воле и без его участия. А если всё происходит независимо от ребёнка, то нет никакого смысла прилагать усилия. И круг замыкается.
Отдельный подраздел – это переживание острых состояний беспомощности – физического и сексуального насилия, переживание ограбления и похищения, военных действия, стихийных бедствий. Последствия всего этого требуют обязательной работы с психотерапевтом. Здесь я их не рассматриваю. Я сейчас говорю о ситуациях, которые не являются экстремальными по виду, но могут привести к негативным последствиям.
Наблюдение беспомощных людей
Дети учатся с помощью наблюдения и копирования. Это самый первичный способ обучения. От обучения навыкам ходьбы и говорения, до копирования с родителей и иных значимых взрослых навыков поведения в различных жизненных ситуациях. Вспомните английскую поговорку: «Не воспитывай ребёнка, всё равно он вырастет похожим на тебя. Воспитывай себя». Она именно об этом. Конечно, на детей влияет и то, что мы им говорим, но гораздо больше влияет то, как мы себя ведем и что делаем. Если вы каждый день вечером смотрите телевизор и твердите ребёнку о пользе самообразования, то отгадайте, что он в итоге выберет? Возможно, во взрослом возрасте он и выберет самообразования, когда влияние родителей будет уравновешиваться собственным опытом и влиянием других значимых людей. Но до этого ещё надо вырасти. А пока он будет выбирать вечера перед телевизором или компьютером.
Точно также влияет длительное наблюдение беспомощных людей. Ребенок учится быть беспомощным. Это происходит двумя основными путями.
Наблюдая за беспомощностью родителей или значимых родственников, он копирует их поведение как значимую модель, важную в жизни. И потом ведет себя в соответствии с усвоенным поведением. Поэтому стоит сто тысяч раз подумать, что и как говорить и делать в присутствии ребенка. Глядишь и сами начнете действовать более решительно.
Второй способ – это наблюдение за беспомощностью в телевизоре или интернете. Сцены ужасов, насилия, и прочих ситуаций, где жертва ничего не может сделать, чтобы изменить ситуацию, учит ребенка такому поведению. А то, что он находится удаленно и может только наблюдать учит его наблюдать такие ситуации и ничего не предпринимать. Поэтому, предлагаю задуматься над пользой от просмотра новостей типа «что страшного произошло сегодня». Кроме формирования и подкрепления чувства беспомощности у вас, оно формирует его и у ребенка.
Отсутствие самостоятельности в детстве и готовность родителей всё делать за ребёнка.
Третий пункт похож немного на первый. По сути, в нём меняется только исходная посылка родителей. С «Я взрослый и потому лучше знаю» она меняется на «Мне проще это сделать». Таким образом, часто родители проявляют заботу или уменьшают затраченное на действие время.
Например, ребёнок собирается в детский сад. Он уже вполне взрослый, чтобы самостоятельно одеться в ту одежду, которую он выбрал из предложенного родителями набора. НО! Ребенок выбирает долго. Ему нужно время гораздо большее, чем взрослому, чтобы решить какого цвета футболку или платье выбрать. А иногда этот выбор может поменяться раз пять. И что тут делает родитель? Правильно, родитель торопится и решает сам. Не спрашивая мнения ребенка (и это проявление первого пункта в данной ситуации). А дальше ребенок начинает одеваться. И там, где родителю нужны пять минут, ребенок потратит пятнадцать, а то и двадцать минут. И вот тут вступает в дело третий пункт. Родитель и правда легче, чем ребенок сможет надеть джемпер или завязать шнурки на ботинках. Не говоря уж про застегивания сандалий. И это действительно не сложно для родителя. Гораздо легче, чем для ребенка. Однако, в том-то и сложность родительской роли, что выбирать часто нужно не как проще родителю, а как лучше ребенку. Не всегда, но часто. И это именно такой случай.
И таких ситуаций, где ребёнку можно дать право принимать решение и влиять на свою жизнь – море. Важно давать ребёнку эту возможность. Важно формировать у него уверенность, что он может влиять на свою жизнь и его действия имеют смысл и результаты. Задача родителей как взрослых людей – увидеть эти ситуации и дать ребёнку такую возможность.