Варга А.Я. Ключевые этические проблемы в консультативной и психотерапевтической практике
(выступление на Конференции по этике, Москва, 26.05.2017):
В России нет закона о психологической помощи, нет лицензирования деятельности психологов, нет страхования. Отношения психотерапевт-клиент – это, по сути, сфера частной жизни.
Этичность в профессии – личный выбор каждого специалиста.
На индивидуальном уровне этика профессионального поведения обеспечивается профессиональным расщеплением — на профессиональную позицию и частную жизнь психотерапевта.
Сложность этого расщепления можно проиллюстрировать на примере первых в мире «сиамских близнецов» — братьев Банкер, родившихся двести лет назад на территории Сиама (см.фото). Они прожили «вместе» более 60 лет, при этом каждый из них умудрился завести собственную семью и родить детей!
В содержание профессиональной позиции (ипостаси) входят:
1.Знания, умения, навыки, личная готовность и проработанность.
«Психотерапевт не может хорошо практиковать, если он сам не прошел клиентскую стадию» (достаточное количество часов личной психотерапии).
2.Включенность в профессиональное сообщество, профессиональную жизнь, участие в профессиональном обмене опытом, создание профессиональных продуктов (преподавание, публикации, выступления).
Позиция психолога, «который сидит в своем уголке и чего-то там шаманит, не имея способа получить обратную связь от коллег» – ведет к риску нарушения профессиональной этики. Обязательным условием ее соблюдения является то, что «ты показываешь свою работу и готов к получению обратной связи».
3.Этичность – это соблюдение интересов клиента ВСЕГДА, когда ты находишься в профессиональной позиции.
Неэтичность – это несоблюдение границ между этими «ипостасями».
Нарушения этики происходят в следующих формах:
1.Проникновение профессиональной позиции в частную жизнь.
Существует этический запрет на оказание помощи знакомым, родственникам, на общение с клиентами вне стен кабинета, на использование возможностей, ресурсов и связей клиента.
Например, «клиент приглашает вас на свой концерт. Вам это приятно, но принимать такое приглашение нельзя. Если вы случайно встретили своего клиента на публичном мероприятии, вы должны встать и уйти, вы не можете здороваться с клиентом в этом случае, он имеет право вас «не узнать».
2.Проникновение частной жизни в профессиональную позицию.
Предрассудки (гомофобия, детоцентризм, сексизм и др.) и страхи, непроработанность психолога приводят к отказу от предоставления психологической помощи, к профессиональной недобросовестности и профанации.
Предрассудки. Например, некоторые специалисты «делят мир внутри себя на мужчин и женщин и считают, что это важнее, чем видеть то, что все мы просто люди. Такая картина мира ведет к неэтичности в профессии».
Страхи. «Мы дети истории этой страны и заложники тех драматических событий, которые пережили наши предки и которые привели к трансгенерационным последствиям и травмам. В нашей голове это порождает социальные страхи. Мы не понимаем, до какой степени эти страхи управляют нашим поведением».
«За помощью к психологу обратилась женская пара с ребенком. И психолог на них донес. В результате ребенка отбирают из этой однополой семьи. Здесь не было осуществлено профессиональное расщепление».
Этические дилеммы, которые возникают в работе:
1.Границы конфиденциальности. Что делать, если терапевту становится известно об угрозе жизни или здоровью клиента или угрозе чьей-то жизни и здоровью от клиента? Обращение к властям в этой ситуации может нанести дополнительный ущерб.
Мы знаем случаи, когда непрофессионализм психолога стоил человеку свободы: дело чиновника Минтранса Макарова, который был обвинен в сексуальном насилии в адрес собственной дочери на основании заключения, выданного психологом центра «Озон». В результате человек отсидел «от звонка до звонка».
2.«Карантин» после работы с клиентом.
«Я считаю, что карантин – это навсегда. Вы можете начать общаться с человеком через два года после того, как закончили с ним работу. Но, делая это, вы ставите под удар репутацию профессии».
«Есть карантин по отношению к студентам: преподаватель одновременно не может быть терапевтом для своего студента. Но в этом случае карантин имеет срок».
3.Поддержание репутации профессии в ситуации информационной открытости (блоги, личные страницы).
«Клиенты ищут о вас информацию. Вы несете личную ответственность за то, что выкладываете в публичное пространство. Активно работающий терапевт не должен присутствовать в соцсетях. Но молодому поколению сложно совсем отказаться от этого. На своей странице можно писать, например, профессиональные статьи. Что делать с личной информацией, которая размещается в сети для привлечения клиентов? Для меня это открытый вопрос».
4.Популяризация профессии размывает ее границы. В результате СМИ подчас участвуют в продвижении непрофессионалов, самозванцев.
«Много работающий терапевт – это маргинальное, субдепрессивное, усталое существо, постоянно погруженное в человеческие страдания. Кто постоянно светится в СМИ, тот, я считаю, мало работает. Если мы станем бегать наперегонки с самозванцами, нам будет просто некогда работать».
Этичность коллегиального поведения.
1.Необходимо демонстрировать уважительное отношение к коллегам при общении с клиентами, которые уже побывали у других коллег или представителей других психотерапевтических школ.
«К вам приходит клиент от коллег. Если вы хотя бы тоном голоса покажете, что с ним работали неправильно, это неэтично».
2.Важно предание гласности случаев неэтичного поведения коллег (недавний случай с центром психологической помощи «Фрог», психолог которого в грубой форме отказал в помощи молодому человеку, имеющему нетрадиционную сексуальную ориентацию).
3.Необходима демонстрация профессиональной позиции по актуальным вопросам. Так, общество семейных консультантов и психотерапевтов публично заявило о своей профессиональной позиции по делу против куратора проекта «Дети 404» (данный проект поддерживал подростков, испытывающих сложности на пути определения своей сексуальной ориентации).
Этика в преподавании профессиональных знаний и умений
1.В стране нет единого стандарта в преподавании – в каком объеме и чему учить студентов. «Должен ли преподаватель при этом сам быть психотерапевтом? Если он ведет супервизии и тренинги – то да».
2.В каждом подходе есть свои стандарты обучения, но они часто нарушаются ради денег. Например, нет отбора студентов на входе. Или может не быть отсева студентов при обучении.
«В психологию часто приходят учиться вместо того, чтоб лечиться. Многим студентам надо бы сначала заняться собой».
3.Преподаватель одновременно не может быть психотерапевтом для своего студента.
Стандарты преподавания системной семейной психотерапии:
— Европейский стандарт обучения EFTA-TIC
— Знание системной теории, теории коммуникаций, основных классических и современных подходов
— Исследование семейных систем и семейных воздействий
— Клинический опыт и клиническое мышление
— Тренинг по основным методам системной семейной психотерапии, постоянная супервизия своей практики
— Собственный клиентский опыт (посещение личного психотерапевта)
— Соблюдение профессиональной этики.
В соответствии с этими нормами построен наш обучающий курс «Системная семейная психотерапия» в магистратуре ВШЭ.
Этика ценовой политики в консультировании
Первым поднял вопрос об этичности цены за услуги Мюррей Боуэн.
1.Цена за сеанс должна быть доступной, несмотря на популярность терапевта. Цена влияет на имидж профессии.
2.Ценовая политика – это терапевтический инструмент. Слишком высокая цена формирует сверхзначимость терапии и инвалидизирует клиента. Нельзя говорить: «Так, как я тебе помогу, никто не поможет, а у тебя большие проблемы».
3. Отсечка клиентов по деньгам – путь к потере квалификации. «Чем больше разнообразия в вашем контингенте клиентов, тем выше ваша квалификация как специалиста».
4.Помощь pro bono – этическая необходимость. «Какая-то часть работы должна быть бесплатной».
Что делать?
1.Усиление роли профессиональных сообществ.
2.Создание коллегии по этике, один из ее инструментов – гласность в профессиональной среде.
3.Сотрудничество с мировым профессиональным сообществом. «Не надо прятать провинциальность за идеей «особого пути».
Вопрос из зала: Надо ли иметь базовое психологическое образование, если пришел в профессию в зрелом возрасте?
Ответ: «Академическое образование формирует культуру мышления, но не учит практике. Если его нет и человек хорошо работает и постоянно образовывается, то этого достаточно, чтобы соблюдать этичность».
#этикаэтосерьезноВарга А.Я. Ключевые этические проблемы в консультативной и психотерапевтической практике (выступлени…
Опубликовано Ксенией Комаровской 29 мая 2017 г.