Созависимость и психологическая автономия. Какая связь? Все мы, люди, примерно одинаковы, вне зависимости от пола, культуры, национальности и т.д. Почему же одни становятся созависимыми, а другие нет… В свое время, мне выпала удача поближе познакомиться с датской школой телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), основанной Лизбет Марчер – бодинамикой. Бодинамика изучает тело в динамике. Лизбет Марчер и ее коллегам удалось найти и исследовать взаимосвязь между мышцами и их психологическим содержанием. Было замечена интересная особенность, что при воздействии на определенные мышцы в процессе психотерапевтической сессии, клиент начинал рассказывать о проблемах, психологически связанных с этими мышцами. Было установлено, что каждая отдельная мышца, и группы связанных мышц соответствуют определенным этапам развития ребенка, а также определенным функциям Эго. Каждая мышца на каждой стадии развития связана с определенной психологической функцией. Отклонения, произошедшие в развитии конкретных групп мышц, соответствуют определённым схемам поведения человека. В результате была создана бодинамическая модель структур характеров – теория личности, основанная на психомоторном развитии ребенка. Согласно этой модели, развитие личности начинается еще до ее рождения и продолжается до возраста 12-13 лет. На каждой стадии психомоторного развития ребенок осваивает новые стороны жизни и приобретает соответствующие моторные навыки. На мой взгляд, бодинамикой разработана одна из самая лучших типологий характеров, отвечающая на вопросы в каком возрасте, по каким причинам формируется тот или иной характер, как особенности характера отражены в теле, и какие ресурсы (сильные стороны), защиты, есть у человека для решения его жизненных проблем, а также возможные проблемы (слабые стороны), которые могут возникнуть у человека. В процессе взросления, человек приобретает свой собственный способ взаимодействия с внешним миром. На основе этого опыта соответствующие мышцы и группы мышц приобретают свой способ реагирования на различные жизненные ситуации. При этом, чтобы приспособиться к внешнему воздействию, в одном случае мышцы напрягаются, а в другом — могут стать очень расслабленными, слабыми. В норме, между этими крайними состояниями должен соблюдаться баланс. При этом, различают три возможных позиции, которые выделяются для каждой структуры характера с ее главной темой и их формирование зависит от особенностей взаимодействия ребенка и родителей. Для того чтобы ребенок мог быть «собой истинным», родительское воспитание должно быть адекватным. Хорошее воспитание и социальное окружение обеспечивают ребенку способность устанавливать глубокую взаимосвязь с собой и другими. При этом ребенок сможет развить навыки, соответствующие каждому этапу развития и будет здоровым. Согласно бодинамики все мы осваиваем 7 базовых этапов развития личности: психологически и телесно, причем каждый этап – в определенном возрасте. Если в этом возрасте при освоении темы что-то пошло не так – возникает фиксация, так называемое застревание. Тело словно запоминает этот возраст, и какая-то часть души остается в этом нежном возрасте, в этих переживаниях. Если есть тяжелые или ранние нарушения в течение определенного этапа, ребенок с большой вероятностью откажется от импульсов к действию и чувствованию в том виде, в котором они соответствуют данному этапу. Действия и чувства будут иметь тенденцию к «невыражению», будут оставаться не замеченными или удерживаться. Во взрослом возрасте они будут предсознательными или пребывать вне осознания. Эту позицию в бодинамике называют «Ранней». Это начало психологического смирения (отчаяния, покорности, сдачи). Если на определенном этапе нарушения менее тяжелые или они случились не в начале данного возрастного периода, у человека будет наблюдаться тенденция сдерживать импульсы к действию или к выражению чувств, или же действия и чувства будут подчинены шаблону. Эту позицию называют «Поздней» — это начало психологических защит (часто называется ригидностью). И ранняя и поздняя позиции влекут за собой нарушения личности и отношений. На мой взгляд, одним из вариантов возникновения созависимости является результат непрохождения ребенком стадии развития психологической автономии. Ребенок рождается беспомощным и полностью зависимым от матери. Между ними устанавливается очень тесная физическая и эмоциональная связь. Если этот период проходит благополучно, ребенок чувствует себя в безопасности, у него развивается базовое доверие к окружающему миру. В этом случае к 2-3 годам он готов самостоятельно исследовать окружающий мир. Это возраст психологического рождения, когда ребенок уже может быть относительно независим от матери. Он может самостоятельно передвигаться, развивается речь, появляется ощущение своего Я. Стадию психологической автономии ребенок проходит в период от 8 месяцев до 2,5 лет. Основные темы развития в этом периоде – любопытство и активное исследование мира, обучение различению чувств и действий. Ребенок в этом возрасте учится быть автономным, т.е. активно отделяется от мамы, формирует свои психологические границы, учится самостоятельности. У ребенка формируются телесные импульсы (тянуться за чем-то, ползти, вставать, вертеть головой, рассматривать, приближаться, убегать, изучать мир любым способом и т.д.), возникают потребность иметь свои желания (хочу идти, хочу стоять, хочу кушать) и потребность быть при этом в безопасности, быть принятым с этими импульсами в теле и желаниями, какие бы они не были. В этот период очень важно, чтобы мама разрешала ребенку следовать своим импульсам и оставалась при этом с ним в контакте, а при необходимости могла оказать ребенку и поддержку. При «ранней позиции» ребенок отказывается от своей самостоятельности во имя мамы, т.к. такое освоение оказывается слишком трудным. Часто мамы удерживают при себе ребенка до самой старости, препятствуя сепарации не прямо, а путем намеков, никак не давая ребенку повзрослеть. Например, если ты туда пойдешь, мама уйдет (заболеет…). А спустя 40 лет все искренне удивляются: почему он(а) так и не вступил(а) в брак и живет с мамой? Например, в этом возрасте ребенок должен научиться говорить «нет», уметь отказать. И ребенок, тренируясь, начинает говорить это самое «нет» по поводу и без. Психологи называют этот возраст закономерной стадией автономии, а родители запоминают этот возраст как «повышенная вредность». Если «нет» ребенка не принимается его окружением, он может сдаться и стать «соглашателем». Дети с «ранней позицией», а потом и выросшие в смысле возраста, но неповзрослевшие имеют много импульсов, но не могут назвать их словами. При этом их собственные желания исчезают. И тогда они ждут, когда кто-то, кто их увлечет, будет вести и направлять их. Эти люди плохо чувствуют, ощущают себя и свои желания. Но при этом, они очень чувствительны к контролю, власти и манипуляции. И такие люди часто становятся созависимыми. При «поздней позиции» ребенок борется за автономию до умопомрачения, когда уже и бороться-то не надо. Думаю, у каждого из нас среди знакомых есть некто, постоянно говорящий «нет», чтобы ему не предложили, по поводу и без…Такие люди любят лидировать и избегают вмешательства других в свою деятельность. Они хорошо видит манипуляции других, берет на себя инициативу и успешно меняют ситуацию. При этом помощи они практически не просят, потому что ощущают, что для того, чтобы получить помощь придется подчиниться другому человеку, поэтому предпочитают все делать сами. Многие характеристики созависимого человека сходны с чертами ребенка, который психологически еще не отделился от матери. Он зависим от ее чувств, не знает, что для него хорошо и что плохо, полагается на маму, предоставляет ей заботиться о нем. Но в созависимости видны черты не просто очень маленького, но и сильно травмированного ребенка. Чтобы выжить, ребенку надо было приспосабливаться: забыть о своих чувствах и ловить настроение окружающих, манипулировать ими, становясь в позицию Жертвы (Мученик, Бунтарь, Шут и т.д.). Такой ребенок боится отделиться от матери, потому что это означает ужас одиночества и беспомощности. Но он не может чувствовать и близость к матери, потому что боится, что она его поглотит, он не будет существовать как самостоятельная личность. Эти противоречивые чувства проявляются потом и в отношениях с зависимым человеком. Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, успешно прошедшие стадию автономии в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют. Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости. В основных характеристиках созависимой личности можно обнаружить типичную модель поведения, более характерную для ребенка, чем для взрослого человека. Таким образом, одним из условий того, чтобы ребенок не стал во взрослом возрасте созависимым, необходимо, чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно. Однако, для прохождения ребенком «второго рождения» родителям необходимо прежде всего самим иметь хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку своевременно и в полной мере отделиться, выражая ему понимание и поддержку в процессе отделения. Когда люди понимают основные причины созависимости, имеют в своем распоряжении необходимые средства и получают поддержку, в которой нуждаются, они могут излечиться и устранить отрицательное влияние созависимости на свою жизнь. http://www.b17.ru/blog/61849/ |