Из лекции Жана-Мишеля Кинодо.
Акцент на различении тревоги биологической и сепарационной
(ещё есть кастрационная).
Тревога, имеющая биологическое происхождение -любая фрустрация потенциально опасная для жизни.
Можно избегать реальных опасностей или уметь устранять их — значимый фактор эволюции человека.
Сепарационная тревога как проявление отсутствия любимого человека у детей, так и у взрослых. Дети поэтому боятся темноты, в темноте не видно любимого человека.
Фрейд считал тревогу аффектом, связанным с утратой объекта. Бессознательный страх сепарации и утраты любви.
Разграничение травмирующих ситуаций и опасных.
Опасные пугают, но не накрывают человека с головой. С опасностями можно справляться или избегать.
Травмирующие ситуации воздействуют целостно на психо-эмоциональном и физическом уровне, превосходя меру переносимости для субъекта.
Опасным будет переживаться даже временное отсутствие мамы для ребёнка.
Травмой и утратой станет, если оставаться без поддержки и утешения в такие моменты. Поддержка и утешение нужны до тех пор, пока ребёнок не начнёт понимать , что мама вернётся.
Человек осознаёт или не осознаёт сепарационную тревогу.
Если осознаёт, то проговаривает, замечает.
Ему трудно оставаться одному в разных ситуациях, испытывает злость, претензии, ощущает покинутость.
Если не осознаёт, то можно судить по поступкам и жизненным проявлениям: трудности в отношениях с партнёром или коллегами, детьми. Череда расставаний из-за трудностей в отношениях по разным «от него не зависящим» причинам.
Пережившие травму потери, используют расщепление как защиту от боли: разделяют на «плохой» и «хороший»объект. Ощущение утраты переживается аффективно, это не вопрос связи с реальными внешними объектами. Утрачивают «хороший»объект любви из-за своей же агрессии, начинают разрушать как «плохого родителя». Идеализируют утраченного.
Серарационная тревога-сигнал о фрагментации «я». Одновременно знак возможности обнаружить расщепление и начать горевать потерю, перейти от ненависти к пустоте (если перестать ненавидеть, то ничего не останется в жизни этих людей, ненависть заполняет все сферы жизни). Далее обнаружить любовь и потерю.
От ненависти к потере и горю утраты.
В терапии больше замечать идеализацию в отношениях с терапевтом.
Замечать, что «плохие» объекты не должны уничтожаться.
Доносить до клиента, что наличие ненависти в чувствах не разрушает и не препятствует любви, и связанности.
Увязывать друг с другом любовь и ненависть.
Способность терапевта стать «плохим» объектом в отношениях, быть в одиночестве и держать связь.
Постепенная способность клиента в терапии заметить и заинтересоваться терапевтом, выделить его как не плохого и не хорошего, означает выделить себя и согласиться узнавать себя отдельного, самостоятельного, чтобы потом горевать потерю и так установить утраченную связь.