Путь терапевта стадии и кризисы

150130124820_travel_lonely_traveller_624x351_thinkstock
1 Стадия – это стадия поиска решения собственных проблем, предклиентская стадия. Человек чего-то не понимает в своих отношениях с людьми и ищет ответы. Стадия поиска решения проблем вовне. Поиск этих ответов ведет к тому, что человек начинает гораздо более ясно формулировать и выражать то, что многие другие люди не могут осознать, выразить и сказать. Т.е. его внимание становится в большей степени сконцентрировано на психологических явлениях. Но эта стадия характеризуется проекцией. Человек пытается решить свои проблемы, наблюдая за другим людьми, или пытаясь влиять на других людей. И человек идет учиться психологии или поступает в какую-то программу.
1 Кризис – разочарование. В психологии как средстве воздействия на других людей, и в психотерапии тоже. Человек открывает, что невозможно повлиять на других людей,не обращаясь к своим проблемам.
2 стадия – клиентская. Основной мотив изучения психологии на этой стадии – познание себя, нахождения своего внутреннего баланса, исцеления. На этой стадии человек может изучать методы работы, но это все может изучаться, пока это не угрожает его внутреннему балансу. То есть человек может работать (терапевтом) в ресурсном состоянии, в плохом состоянии не готов. По большому счету, все равно все сводится к поиску решения своих внутренних проблем. Когда эта стадия заканчивается:
2 кризис – кризис хобби. Найдя более-менее удовлетворительное решение своих проблем, человек задается вопросом – а нужно ли мне это как мой путь, как моя профессия? Осознание того, он занимается терапией как хобби. А чтобы заниматься терапией, ему нужно остановить прежнюю профессию, например. То есть больше вкладываться в терапевтическое дело. Также согласится с тем, что его уровень доходов может снизиться. Быть готовым к тому, чтобы много сил вкладывать много сил, чтобы поддерживать свое хорошее эмоц.состояние, т.е. необходимость возобновлять ресурсы. Он начинает понимать, что дальше его ждет образ жизни, это образ жизни терапевта, специфический. Это точка, где ты решаешь, это все же профессия или хобби.
3 стадия – стадия реализации или попытки своих профессиональных ценностей, становление индивидуальности терапевта. Ты пытаешься реализовать какие-то свои замыслы, с которыми ты шел в терапию и учился. На этой стадии происходит стабилизация практики, появляются клиенты, появляется какой-то способ нахождения клиентов. Появляется первичное осознание того, с какими клиентами мне легче работать, с какой проблематикой у меня получается. И вместе с этим начинает нарастать рутина и усталость. И тогда нас ждет 3 кризис.
3 кризис – суть его в том, что ты уже многое знаешь, многое умеешь, и все это уже много раз повторяется. И прежние мотивы оказываются уже реализованными. Например, если ты шел спасать, ты в каком-нибудь наркоманском центре уже обожрался этим, или если ты шел мстить своим родителям, ты уже в каком-нибудь детском центре или школе тоже уже всем отомстил и уже осознал последствия. Выход из этого кризиса – поиск новых горизонтов в своей профессии. Выход в какие-то другие специализации, направления, темы в работе. Новый цикл обучения, связанный с проф.подготовкой и совершенствованием своей работы. Например, 3-я ступень. Или другие программы (Робин, или другие направления психотерапии), или другое место работы, или вместо гос.работы переход на частную практику.)
4 стадия – стадия формирования своей школы. Ты можешь оставаться семейным терапевтом, или гештальт терапевтом, но основной мотив – в том, чтобы создать что-то новое. Не найти, не научиться у кого-то, не выкопать где-то, а создать и выразить свое понимание терапии. На этой стадии многие терапевты начинают тренерскую деятельность или начинают писать книги, обобщать свою деятельность. Основным мотивом работы является примирение профессии со своей судьбой, обретение целостности своей судьбы и работы, принятие ограничение психотерапией как рода занятий.
4 кризис – кризис исчерпания в профессии, ты подходишь к границам психотерапии как деятельности. Это даже не кризис осознания своих личных ограничений, а выход на границу осознания возможностей психотерапии как деятельности. Нужно обогащать свой опыт какими-то другими вещами. Человеческая жизнь не может быть описана и познана только психологическими средствами. Шаг за пределы психотерапии. Кризис расширения. Когда становится тесно внутри терапевтического кабинета, внутри терапевтической группы. Твоему сознанию. До этого момента пространство терапевтического кабинета работало на развитие твоего сознания как профессионала и как человека. Но после этого она становится уже как горшок для дерева, которое надо пересаживать.
5 стадия – стадия расширения. Создаются свои организации, школы, сообщества. Начинается исследование духовных практик как метода развития, йога, цигун. терапевты начинают практиковать свою внутреннюю школу во всем, что они делают, а не только в работе. И предела этому нет. Наверное уход от этого уже в следующей жизни. Начинаешь видеть искусство, практиковать искусство внимательной жизни, любви, внимательности или чего-нибудь еще.
К этому всему можно добавить детство терапевта. Т.е. как он в это все попадает. (То о чем пишет Алиса Миллер).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *