1. Суть сепарации — автономия. Сепарация не гарантирует счастья, денег, любви и иных ништяков.
2. Сепарация не для всех. Многие между автономией и зависимостью от родителей выбирают второе. Если человеку так комфортно, то и ок. Лучше задайте себе вопрос, что вас так будоражит, что вам обязательно нужно тыкать в человека пальчиком и объяснять ему, как он не правильно живёт? Ответы «он же мой муж (жена)» не принимаются. (В этом месте передаём пламенный привет свекровям и тещам)
3. Нередко встречается вариант, когда бессознательно выбирается более сильный партнер, который должен встать, например, между сыном и мамой, и помочь ‘мальчику’ сепарироваться, а лучше сделать это за него. Очень витиеватый сценарий разворачивается в таких случаях, но сейчас не об этом.
4. Сепарационная тревога вечна. Степень этой тревоги может быть разной, проявляться она тоже может по-разному, её нельзя ‘вылечить’. Для взрослого человека характерно умение справляться с сепарационной тревогой. Способы могут быть разными. Чем больше автономии, тем меньше сепарационной тревоги, и наоборот. Не чувствовать сепарационную тревогу — не задача сепарации, задача сепарации — научиться с тревогой жить или справляться.
5. Хотим мы автономии или не хотим, легко определяется по тому, что мы делаем. Часто мы хотим говорить, что нам не хватает свободы, более жёстких границ и самостоятельности. Но. Мы хотим об этом говорить, но не хотим что-либо для этого делать. Хотеть говорить и делать — разные вещи.
6. Родители вправе иметь свою картину мира, систему ценностей и представления о жизни собственных детей. Все тоже самое относится и к детям в отношении родителей. Конфликт возникает там, где каждая из сторон считает, что именно вторая сторона не права и должна измениться. Выяснение отношений может продолжаться сколь угодно долго, что оставляет детей и родителей в плотной связке. Значит, мы хотим быть правыми, а не автономными, и готовы за свою правоту платить такую сомнительную цену.
Одна из характеристик взрослости — не отпрашиваться и не спрашивать разрешение на свою жизнь. ‘Я хочу, чтобы родитель разрешил, купил, не запрещал, не злился и т.п.’ — это запрос не на сепарацию, а на ‘поменяйте мне родителя’
7. Условия взаимоотношений между родителями и детьми диктует тот, у кого ресурс: деньги, жилплощадь, время, возможность сидеть с ребёнком, эмоциональная стабильность. И это именно тот ресурс, в котором другой нуждается, т.е, которого у другого нет или не хватает. Хотите автономии? Наращивайте ресурсы. Или ищите варианты, где эти самые ресурсы добывать, кроме родителей.
Жить на родительской жилплощади, есть из родительского холодильника, юзать бабушку, как бесплатную няню, и требовать при этом, чтобы родители жили по вашим правилам, как минимум, смешная идея.
8. Вопрос сепарации — вопрос выбора чьи интересы обслуживать (свои или родительские). Например, мама волнуется, когда дочь ходит на свидания. Можно своей жизнью обслуживать мамино спокойствие. А можно свои интересы и свою личную жизнь. Это вопрос выбора.
9. Детям проще сепарироваться от достаточно хороших родителей, нежели от ‘плохих’. Задача родителей напитать детей любовью, уверенностью, теплом для взрослой жизни. Когда ребёнок получил своё, что ему причитается по праву рождения, легче сделать шаг от родителей. Метафора с обеденным столом здесь очень уместна. Сытому человеку всегда легче встать из-за стола. Голодному — сложнее, ему кажется, что если ещё немного посидеть, то обязательно докормят, долюбят, осознают и додадут. Неправда. Родители не додают не потому что не хотят, а потому что у них больше ничего нет. Но продолжать высиживать и надеяться можно. Вопрос выбора.
10. Сепарация не предполагает разрыва отношений с родителями. Но иногда так случается. Например, если родители токсичные.
11. Чем меньше у родителей собственной жизни, тем больше они претендуют на жизнь детей. И обратное тоже верно.
Здравствуйте! Своего сына я стала оставлять с няней через м5сяц после рождения, сама ежедневно уходила на работу, но продолжала кормить грудью, сцеживала молоко и передавала ему и вечером кормила, когда он уже стал ползать, помню, приходила с работы домой, он встречал меня у порога, хватал за руку и тащил в кровать, просил грудь и я видела, что он сильно по мне скучает, и я тоже очень по нему скучала. Сегодня ему 18 лет, рос он не активный, учился плохо в школе, не помню, чтобы когда-то проявлял инициативу, ведомый, не умеет анализировать, делать выводы, принимать решения. Исключили из колледжа за плохую учёбу. Восстановили его школе по моей опять же просьбе, учится без желания, интереса нет у него, цели нет в жизни. Вроде нравятся автомобили, хочет быть механиком, а учится не хочет. Прихожу к выводу, что поведение сына связано с младенческим возрастом, когда мы стали с ним разлучаться, у него остался страх разлуки и он боится меня потерять, поэтому не может предпринимать ни каких действий. Подскажите, как помочь моему сыну?