Отделение или сопротивление?

 

В какой-то момент в терапии непременно

обнаруживается феномен сопротивления терапии и терапевту.

Вот самый распространенный пример.
Клиент обнаруживает, что ходит на терапию, как на работу.

Он замечает напряженное желание получить свою «пятерку» по терапии, переживает ощущение долженствования и несвободы.

Вслед за долженствованием возникает сопротивление, которое выражается в самых разных видах саботажа – от опозданий на сессии до вранья.

На символичном уровне клиент видит в психотерапии занятие, которое нужно родительской фигуре, а не клиенту.
И переживает сопутствующее этому сценарию отсутствие контакта.

Когда-то ребенка никто не спросил — может ли он то, что от него требуют? Хочет ли? Нужна ли помощь, содействие?

Протест, сопротивление — естественный ответ на подобное нарушение границ. Здоровое для ребенка и естественное.
И на тот момент — единственно возможный способ отстоять свое «Я».

…Клиент может сопротивляться моим интерпретациям – потому что они ему кажутся навязыванием чуждых ему ценностей.
Иногда он сопротивляется тому, что кажется ему оценкой.

Разумеется, все это уже бывало в его опыте, и ранило его.

Порой клиентское сопротивление вызывают обозначенные терапевтом границы.
Потому что сам клиент пока плохо ощущает свои границы, и потому саботирует мои)
……………………………
Как-то на одной из терапевтических групп мы обсуждали тему детского вранья.
Участники вспоминали, как родители настаивали на честности, наказывали за обман….
Но дети все равно обманывали, хоть и боялись, и чувствовали вину.

Почему же все-таки дети врут, даже несмотря на страшные последствия?

Потому что порой у них нет иного способа избежать неоправданных ожиданий, или получить себе кусочек радости, свободы или ресурса. Это настолько важно, что ребенок рискует, невзирая на последствия.
………………………………………

….Когда я или клиент замечаем этот сценарий, мы устанавливаем: что видится ему как насилие с моей стороны? Какие триггеры «запускают» сопротивление?

Подобно тому, как криминалисты исследуют место преступления, так и мы восстанавливаем во всех подробностях и деталях давние события. Зачем?

Затем, что сопротивление не является зрелым способом отстоять свое «Я». В этом сценарии есть жертва, и есть преследователь.
Жертва, даже сопротивляясь, остается жертвой.

Для того чтобы жертва перестала ею быть и стала автономной и независимой, необходимо отделиться, сепарироваться от родительской фигуры.

Сейчас я рационально опишу этот процесс. Надеюсь, что все мы помним, что его надо прожить, а не просто понять.

— Заметить свое сопротивление в похожих, повторяющихся обстоятельствах
— Связать этот сценарий с тем, что происходило в детстве со взрослым, который ждал больше, чем ты мог сделать (хотя бы реконструировать)
— Признать, что на тот момент времени у тебя не было права и ресурса защитить себя иным способом. Принятие постепенно избавит от вины.
— Признать, что сопротивление было вызвано чрезмерностью ожиданий, а не «ленью» или плохостью.
— Пережить все чувства, которые остались в связи с нарушением границ (как уже говорилось, чрезмерные ожидания, когда нет достаточного ресурса – это нарушение границ)
— Исследовать и признать свои актуальные, реалистичные возможности.
— Присвоить право жить в соответствии с теми ресурсами, какие у тебя есть на сегодняшний день.
……………….
Через некоторое время (иногда – лет) появится и окрепнет ТВОЯ мотивация.
……………………
С этого момента, дорогой клиент, ты будешь приходить на терапию для себя, а не для меня.
Кстати, и мне от этого будет полегче, потому что мне не очень нравится быть тираном в твоих глазах.)

С того момента, как мы «станем» с тобой равными, ты найдешь подходящие слова для того чтобы обозначить свои границы.

Вероника Хлебова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.