Обучение психотерапии

Эта небольшая статья обращена к тем, кто только собирается учиться гештальттерапии. Я не случайно в заголовке написала «психотерапия», а не «гештальттерапия», объясню в чем здесь дело. Существует огромное количество самых разнообразных видов психологической помощи – от социальной работы до классического психоанализа с частотой встреч 4-5 раз в неделю. На мой взгляд самое крупное «разделение» внутри всех видов помощи происходит по линии консультирование – психотерапия. Есть также, особый вид психологической помощи – суггестивные методы – которые не относятся ни к первой, ни ко второй категории.

Все три категории помощи основаны на идеи отношений между помощником и клиентом, на идее сотрудичества и разделенной ответственности. В этом основа этики работы. А вот роль и функция отношений в каждом подходе понимается по-разному.

(Мы не работаем, не заключаем договоров с теми, кто не отвечает за себя психически и не распоряжается своими финансовыми средствами, с психически больными, детьми. В этом слуаче мы заключаем договор с их опекунами).

Консультирвание и психотерапия предполагают осознанное сотрудничество между терапевтом и клиентом, информированность клиента о техниках и процедурах, клиентское ответственное согласие является этической основой рабочего контракта. И консультирование и психотерапия используют отношения как основу помощи, предполагается, что именно внутри отношений может произойти нечто, что поможет клиенту в решении проблемы.

Суггестивные методы предполагают, что механизм воздействия скрыт от клиента, клиент «заказывает» результат, а гипнотерапевт его реализует. Чем меньше клиент понимает в действиях терапевта, тем лучше будет результат. Здесь «официально считается», что отношения не играют важную роль, лечеными являются другие факторы. Я еще вернусь к этому вопросу.

Подбираемся ближе к гештальтподходу.
Психотерапия переводится как «лечение отношениями» в «чистом виде», то есть именно особые отношения являются тем фактором, который способствует улучшению ситуации. Внутри психотерапии тоже есть разные направления, но все они сходятся на идеи лечения отношениями, ответственности клиента как минимум за соблюдение им контракта, имеют более-менее стройную теорию формирования личности, происхождения симптомов и концепцию выздоровления (его условий и механизмов).

Гештальтподход – одно из направлений психотерапии. Его особенности вы и будете изучать в обучающей программе.

Мне хочется сделать акцент на том, что вы будете обучаться именно психотерапии, то есть исследовать самые глубинные человеческие отношения – отношения привязанности. Именно они, их качество, особенности делают нас теми, кто мы есть, они являются основой того, что мы называем в обычной жизни характером, совестью, порядочностью, способностью или неспособностью к благодарности и сочувствию. Вы узнаете, как «устроены» человеческие огорчения и успех, что за любой яростью и подлостью стоит душевная боль, и размах этой боли настолько разный, насколько разные люди. Вы с удивлением почувствуете, КАКИЕ мы все разные, как огромна может быть пропасть между людьми и как легко оказывается перекинуть через нее мост понимания, и в то же время, какой непроходимый барьер может оказаться между людьми очень похожими…это все – отношения.

Отношения существуют всегда – вокруг нас с другими людьми, а так же внутри себя – со своими «голосами», которые когда-то тоже были другими людьми – нашими родителями, другими близкими, и в раннем детстве запечатлелись в нас так прочно, что мы считаем их своим внутренними голосами, частью себя. Некоторые наши части временами теряют управляемость и доставляют нам огорчения и боль, снова и снова напоминая то о том, что я недостаточно хорош, то о том, что мой любимый мне не подходит… Это все – отношения. В основе нашего понимания мира лежит мнение значимого взрослого, в основе нашего отношения к себе – его любовь и признание (или их отсутствие). Это отношения привязанности, существование которых позволило нам выжить, физически и психически, которые начались с нашего рождения, и в глубине каждой психики «записана» спасительная иерархия – до меня кто-то уже существовал, кто-то больший, на кого я могу положиться, еще маленький и слабый.

Психотерапия, и любая психологическая помощь, основаны на существовании этой иерархии, на опыте «спасения» — кто-то придет, кто-то, больший, чем я.

Наша боль от неудовлетворенности, страх перед возможным провалом – это глубинная память о чем-то похожем в прошлом, эффект незавершенного действия, надежда и сомнения на пороге нового шага – новой попытки изменить прошлое. Это бессознательное. «Запись» в бессознательном опыта поражения, спрятанная от ежедневного осознавания (так называемая психологическая защита, чтобы не было все время больно, тревожно или страшно), стремится быть «переписанной», обрести «хорошей конец». Но прошлое давно стало прошлым, его не вернуть, а надежда и боль не помнят этого и вопреки здравому смыслу настаивают: так не должно быть. Психотерапия помогает сформировать такие отношения сегодня, в которых завершится «вчера», пройдя этапы осознавания, протеста-гнева, отчаяния, подавленности и наконец-то печали – единственного чувства, способного слезами размыть внутреннее напряжение и боль, проститься с невозвратным и жить дальше.

Боль «застряла» в нас потому, что рядом не оказалось того взрослого, который смог бы объяснить нам ее смысл, успокоить наш страх, кто смог бы утешить и обнадежить, пока мы сами слишком малы, чтобы делать это для себя самостоятельно, нам еще предстоит этому научиться.

Терапевт становится «символическим родителем», странной фигурой, не включенной в обычную жизнь клиента, но находящимся с ним в отношениях. Эта невключенность в жизнь чрезвычайно важна: клиент не должен ничего, кроме денег, он может позволить себе большую свободу, чем в жизни, надеясь, что не будет наказан разрывом связи. Терапевт получает деньги за то, что предоставляет себя в качестве «питающей» фигуры, «питание» идет в одну сторону, в отличие от жизни, где люди объединяются в пары ради взаимного обмена «едой». В отношениях с таким «странным человеком» клиент имеет шанс развернуть свои прерванные внутренние отношения с важными людьми из прошлого, проиграть их заново, пережить прошлую фрустрацию с новым ресурсом – сочувствия и поддержки, научиться слышать себя и строить отношения нового типа – со взаимной заботой и вниманием. Часто терапевтические отношения становятся реальной альтернативой травматическому детскому опыту, который, однажды запечатлевшись как «требующий переделки» снова и снова «запускается» с разными людьми, не имеющими отношения к первичной травме, разрушая новые связи.

Здесь уместно сказать об отличиях психотерапии и консультирования.
Если совсем коротко, то консультирование предполагает рациональное сотрудничество, обсуждение проблемы, выявление препятствий, выработку стратегии изменения. Консультирование осуществляется в зоне позитивных чувств клиента к консультанту, которые являются основой «альянса», не предполагает исследования отношений терапевт-клиент, а значит, не отвечает на вопрос «как?» воплотить в жизнь выработанную стратегию, поскольку все упирается в «я так не могу, хотя и понимаю, что это правильно». «Не могу» означает «не могу пережить чувства», которые возникнут в результате новых поступков. Психотерапия помогает именно прожить невыносимые переживания, что и открывает путь к новым действиям.

Возвращаясь к суггестивным методам, я думаю так: они точно так же основаны на идее отношений, но не говорят об этом, не используют ее как рабочий инструмент, более того, я считаю, что для любого суггестивного воздействия идея отношений должна «эксплуатироваться» именно в ее выраженном детско-родительском аспекте…

Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас… остается добавить, что основой вашего профессионализма станет развитие вашей собственной чувствительности, смелости, завершение «старых гештальтов» и освобождение от боли, что станет возможным внутри вашей индивидуальной терапии.

Татьяна Сидорова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *