О теории поля в гештальттерапии.

Когда я говорю о теории поля своим студентам, то я имею ввиду теоретические и прикладные идеи школы К. Левина, С Эша, С. Милгрема и др. Эти идеи так или иначе сводятся к трем тезисам:
1) Власть ситуации;
2) Важность субъективного восприятия — интерпретации.
3) Значимая ситуация как напряженное равновесие.

Власть ситуации.

Ситуация влияет на людей гораздо больше, чем считает всякий отдельно взятый наблюдатель, даже если этот наблюдатель — психотерапевт. В связи с этим психотерапевту важно не торопиться с тем, чтобы спрашивать у клиента «Чего ты хочешь?» до того, как обоим стало ясно что с клиентом происходит, какова ситуация в которой он существует? Важно не спешить с приписыванием клиенту мотивов, черт личности или «способов действия» до того, как мы разберемся в какой ситуации эти поступки действия и чувства будут лучшим выбором для клиента. Важно спрашивать: «Что здесь и теперь напоминает тебе о твоих трудностях?». Например: с подозрительным клиентом перед тем как искать у него параноидную проекцию стоит спросить: «есть ли в данной ситуации что-то что настораживает тебя?». То, что вы параноик вовсе не значит что вас не преследуют. Часто когда терапевт пытается объяснить поведение клиента он преждевременно и зачастую ошибочно ищет источник симптомов и переживаний внутри клиента, тогда, как многое может стать ясно, если обратиться к его ситуации. В отношении себя терапевты часто действуют совсем наоборот свое поведение объясняют ситуацией: «У меня контрперенос: реакция на перенос клиента, а у него – перенос: его отношения с его внутренними фигурами» «Он продуцирует, а я – реагирую»

Важность субъективной интепретации:

Большое число прекрасных интервенций иногда пропадает втуне, из-за того, что психотерапевт не спрашивает и не знает как эти интервенции клиент воспринимает .Например терапевт предлагает семье с девушкой, страдающей шизофренией прямо выражать свои чувства. Он очень удивляется, когда семья реагирует сильным напряжением и сопротивлением. Терапевт не спрашивает как члены семьи воспринимают его интервенцию. Спросив об этом по совету супервизора, терапевт узнает, что семья такие предложения терапевта воспримает как опасную провокацию и отчасти издевательство. От лечащего врача семья узнала, что лишняя эмоциональность и несдержанность может спровоцировать ухудшение состояния дочери. Узнав о таком восприятии терапевт смог уточнить свои намерения и предложения семье, после чего работа пошла лучше.

Важность каналов для разрешения напряженного равновесия.

Теория поля дает нам инструмент для того, чтобы «дунуть где надо» и часики заработали. В XIX в. владельцы участков примыкавших к берегам реки Миссипи, нанимали специальных людей с приказом стрелять без предупреждения в каждого, кто будет застигнут выше по течению с орудиями для земляных работ. Как вы думаете, почему? Ответ прост: маленький канальчик по которому устремляется поток быстро менял все русло реки.
Это иллюстрация такого понятия как «канальные факторы» в поведении человека. Это понятие в психологию ввел К. Левин.
Канальный фактор — это внешне незначительный элемент ситуации, который ведет к огромным поведенческим эффектам. Это маленькое обстоятельство, которое оказывается или «проводящим путём» для реакции, которая была подавлена равнозначной сдерживающей силой. Так, например, наличие листовки со схемой прохода в студенческом городке увеличивает посещаемость прививочных пунктов в 30 раз. Маленькое предписание, Чтобы муж давал деньги жене в руки и глядя ей в глаза, а не клал их в тумбочку (из которой их брала потом жена) решает проблему признания власти и благодарности. Проблемы, которая была причиной конфликтов и сексуальных дисфункций в течение 3-ех лет! И никаких отреагирований, тяжелых переживаний и скелетов, просто тумбочка перестала быть главным членом семьи несущим ответственность за семейный буюджет. Появился канал для целого ряда поведенческих реакций. Курт Левин не зря создавал свою теорию для краткосрочных и эффективных решений.

Андрющенко Денис 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *