(наблюдения на терапевтической группе)
Чем больше ты думаешь о других людях, о том, что они ждут от тебя, и насколько им хорошо с тобой, чем больше ты растворен в других, тем меньше тебя.
А чем меньше тебя, тем …. скучнее с тобой. Прости за прямоту.
….На прошедшей группе в Питере мы хорошенько рассмотрели феномен «хорошей» девочки.
Хорошая девочка только тем и занята: приспособиться, порадовать, отказавшись от своих желаний.
Также она занята тем, чтоб проверять: достаточно ли со мной хорошо? «Правильно» ли я поступила, хорошо ли я постаралась? Заслужила я свою пятерку? Свою похвалу?
Хорошие девочки похожи, как клоны. Ни одна личность не похожа на другую.
….Как только ты возвращаешься в себя, задумываясь о том, что происходит с тобой, и сообщаешь о своих желаниях, ты становишься заметной. Твоя личность приобретает выпуклость и объем.
Именно это я почувствовала, когда одна участница высказалась по поводу переноса времени начала группы: «Я злюсь, потому что у меня были планы, и они сорвались».
Поначалу она промолчала. Побоялась привлечь внимание. И я ее не заметила.
Но потом все-таки высказалась, и в этот момент я …. как это можно сказать?
Я «увидела» личность, у которой есть желания и чувства. И – границы.
А к личности с желаниями, границами и чувствами у меня сразу просыпается интерес.
И еще мне важно, что она обозначает границы.
Человек с границами БЕЗОПАСЕН. Он четко дает понять, что ему подходит, а что — нет. Не нужно его разгадывать, как ребус: чего же ему хочется?
И еще легко определиться: есть ли у нас что-то общее?
Личность, обладающая правами и границами, вносит себя так, как будто сообщает: «Так — можно». Можно делать то же, что делаю я.
Поэтому сразу после этого высказывания стали говорить и другие. Как будто получили разрешение.
….В ходе телесного упражнения-переживания некоторые участницы заметили еще один феномен.
Пока было много тревоги о том, «Как там она, не мешаю ли я, хорошо ли со мной», никакого контакта установить не удавалось. На тревогу рождается тревога. Или раздражение.
Когда удавалось вернуться «в себя», в свое тело, свои чувства, и не тревожиться, приходило удивительное ощущение. Покоя, умиротворения, радости. Происходил контакт.
Партнер откликается, отвечая благодарностью на то, что за него не берут ответственность, не тревожится о нем, как о ребенке…
И за то, что другой взрослый человек тоже не ребенок, ждущий похвалы за хорошее поведение.
Двое ответственных за себя людей могут пережить радость и умиротворение, когда каждый чувствует, в первую очередь, себя.
Тогда можно быть и рядом с Другим, без не свойственных взрослым отношениям обязательств.
Вероника Хлебова
http://nikbook.ru/product/2344.aspx