Думаю, что все уже знают, что гештальт-терапия, это когда терапевт спрашивает клиента: «Что ты сейчас чувствуешь?». В ответ клиент должен назвать эмоцию, которую он сейчас вроде как испытывает.
Зачем это нужно? Ведь большинство людей успешно справляются с этой жизнью, зная четыре варианта ответа на это вопрос: «Хорошо» «Плохо» «Нормально» и «Терпимо».
Осознавание эмоций может пригодиться для трех вещей: ориентировки, коммуникации и мотивации.
1. Ориентировка.
Эмоция помогает понять, что для меня значит ситуация в которой я нахожусь. Если я чувствую страх, то наверное есть что-то, что меня пугает. Если я чувствую злость, то есть что-то, что меня бесит. Если я чувствую грусть, тоску или печаль, то наверное чего-то нет. Если я чувствую радость, то наверное что-то есть, и оно приятное. Распознавание эмоций помогает более четко сориентироваться в ситуации и иногда даже понять, что в ней можно делать, например валить самому, валить кого-то, искать что-то, чего не хватает, или радоваться тому, что есть.
2. Коммуникация.
Эмоции являются природным универсальным языком для общения. Многие люди способны распознавать эмоциональное состояние других с помощью эмпатии или логики, что повышает их эффективность в коммуникации. Ведь если ты можешь догадаться, что сейчас происходит с другим человеком, то можно предположить, что он станет делать дальше, и соответственно, что стоит или не стоит делать тебе. Эмпатический или невербальный способ коммуникации вообще то наверное древнее, чем вербальный и гораздо более распространен. Так что владеть им весьма не плохая вещь. Кроме того, введение названий эмоций в разговорную речь в дополнение к эмпатическому способу коммуникации, позволяет сделать общение более доходчивым и более бережным. Ведь сказать другому, что ты на него злишься за то и за то, менее обидно, чем сказать ему, что он козел и руки у него из одного места.
3. Мотивация.
Эмоции являются одним из важных и эффективных источников мотивации. Все, что мы делаем, мы по сути делаем, либо чтобы достичь удовольствия, удовлетворения или хотя бы облегчения, либо, чтобы избежать страха, стыда, вины и любого другого неприятного эмоционального возбуждения. Так же, избегание переживаний может быть основой того, что мы чего то не делаем, например, потому что нам страшно или стыдно, хотя понимаем, что делать это нужно и важно. Часто такое избегание ошибочно называют ленью.
Освоение чувств в терапии можно разделить на 4 этапа.
1. Осознавание чувств.
Осознавание чувств. Это самый первый этап и самый сложный. Людям, которые непривычны к осознаванию того, что они чувствуют, по началу, кажется странным, что можно испытывать что-то, кроме привычного хорошо-плохо-нормально. Но постепенно, особенно по мере овладевания названиями эмоций, человек привыкает различать злость от раздражения, тревогу от страха и даже стыд от смущения. Не мало важную роль в осознавании чувств является их выражение. Ведь если человек привык держать покер-фейс, чтобы никто не мог понять, что с ним, то и самому замечать это тоже будет неудобно.
2. Выражение чувств.
Почувствовал чувство — вырази его. А иногда и сначала вырази, а потом пойми, что это было. Эту последовательность рекомендуют всем осваивающим осознавание чувств и говорят об этом так много, что часто складывается впечатление, что этого достаточно, т. е. весь смысл осознавания чувств в том, чтобы научиться их ясно и четко выражать окружающим. В этом есть плюсы, т. к. таким образом прокачивается коммуникационная функция эмоций, т. е. человек при этом начинает восприниматься как более открытый, искренний, живой. Но есть и свои минусы, т. к. часто только одного выражения чувств может быть не достаточно. Ведь для коммуникации нужно не только понимать, что происходит с другим человеком, но и с чем это связано, и чего он хочет. Так возникает необходимость в следующем шаге — осознавании потребности.
3. Осознавание потребностей.
Чувство считается индикатором того, что какая то потребность организма удовлетворена, если чувство положительное, например радость или гордость, или не удовлетворена, если оно отрицательное, например, страх, грусть, злость, тоска, скука и т. п.
Так что, осознав чувство, нужно понять, чем оно вызвано и чего хотелось бы. Без этого успешной коммуникации может не случиться. Иначе человек на которого вы злитесь не сможет понять, что ему нужно сделать или наоборот делать перестать, чтобы вы могли почувствовать себя счастливым.
4. Проживание чувств.
Далеко не всегда можно что-то сделать, чтобы переживание от неудовлетворенной потребности перешло в переживание удовольствия или удовлетворения. В этом случае приходится ждать благоприятного момента и терпеть, или смиряться, принимая свое бессилие. Для этого приходится выдерживать ту эмоциональную бурю, с которой это связано. Типичный пример — утрата, когда восстановить отношения с важным человеком невозможно из-за расставания или смерти. В этом случае приходится учиться выдерживать ярость, отчаяние, бессилие и печаль, которые поочередно волнами накрывают утратившего, и ждать, пока буря не уляжется, и не наступит окончательное принятие ситуации.
Так же обстоит дело со страхом, стыдом и смущением, которые сопутствуют любому новому способу поведения или важной незнакомой ситуации. Научиться выдерживать их бывает важно, чтобы расширять свой поведенческий репертуар, а оставаться в них, не выключая, позволяет быть более чувствительным и эффективным.
Часто с непривычки людям бывает трудно выдерживать не только отрицательные, но и положительные эмоции, например, нежность, радость или гордость. Чтобы не сталкиваться с ними, некоторые даже избегают в своей жизни успехов или близких отношений. Тренировка в переживании их позволяет сделать жизнь более счастливой и успешной.