Как перестать страдать от несправедливости

R21NZ

Интроектом в психологии, и гештальттерапии в частности, называется идея или установка, которую человек невольно получил от значимых взрослых в детстве или авторитетных людей во взрослой жизни, и которое является обязательным к выполнению. Это такое правило жизни, которое человек автоматически получает и следует ему без учета своих желаний и собственного опыта. Если это правило затрагивает устройство жизни в обществе или в мире вообще, то человек невольно выстраивает свои ожидания от взаимодействия с людьми и миром соответственно. К таким интроектам, на мой взгляд, можно отнести и идею справедливости.

Мне еще не приходилось встречать человека, который был бы равнодушен к идее справедливости. Я и сама, несмотря на годы психотерапии, до сих пор улавливаю некоторый характерный отклик страха и обиды в теле, когда пишу это слово. Мне легко сочувствовать клиентам, которые переживают какую-либо несправедливость по отношению к себе или своим близким. Однако, для меня важно отделять себя от этой концепции, чтобы смотреть на жизнь незамутненным этой идеей взглядом, меньше раниться в ситуациях, когда справедливости нет.

Идея справедливости интересует человечество с древних времен и представляет собой некоторый принцип устройства мира и общества, который содержит требование соответствия деяния и воздаяния для всех людей в равной степени. Слово «требование» тут очень важно, оно означает, что воздаяние должно соответствовать деянию. Таким образом, в жизни мне должны соответственно моим действиям.

Идея справедливости находит отражение в языке (вспомним пословицу «что посеешь — то и пожнешь»), религии (понятие о христианской справедливости), государственном и социальном устройстве (конституция и законы описывают и закрепляют равенство и соответствие преступления и наказания) и так пронизывает человеческую жизнь, что трудно не забыть, что справедливость всего лишь идея, концепция или правило жизни, которое человечество вырабатывало тысячелетия и ничего лучшего не придумало. Чем меньше недоумения вызывает у вас это предложение, тем больше вы отделены от этой идеи.

Собственно говоря, мы так легко «заглатываем» идею о справедливом устройстве этой жизни, потому что она с детства кажется очень естественной. Когда ребенок приходит в этот мир, то единственное его деяние — просто бытие и хотение, а воздаяние — это удовлетворение его желаний и потребностей, которое осуществляют родители. Поэтому часто маленькие дети плачут со словами «это нечестно» и потом чуть позже «это несправедливо», когда родители по каким-либо причинам не выполняют желание ребенка.

Подрастая, ребенок учится, что более сложные желания и потребности не всегда удовлетворяются так просто, как раньше, но немного постаравшись, приложив усилие, можно все равно это получить. Например, хочет моя дочка очередную новую куклу и получает отказ от меня с комментарием, что, например, «мы только что тебе купили новую, да и вообще у тебя их много, поиграй пока с ними», подумав немного и возможно подождав пару дней, она опять настойчиво заявляет, что она все-таки хочет новую куклу и причем именно эту, т. е. начинает уговаривать. И даже если я не сдаюсь, она пойдет к папе и проделает с ним то же самое, в результате чего он сдастся и она получит-таки свою новую куклу. Что она вынесет из этой истории? В том числе и то, что если чего-то хочешь, приложи усилие и оно у тебя появится.

Дальше больше — в школе и в институте вообще за все деяния ставят соответствующие отметки, закрепляя сам принцип соответствия наших действий или поведения и того, что мы от жизни получаем. Отметки, конечно, ставят за знания, но ведь их несложно получить путем приложения доступных усилий: разобраться, выучить, выполнить задание, потренироваться. Вот и закрепляется связь между действиями и достижениями.

Еще сто лет назад подобное соответствие сильно закрепляла религия, объясняя соответствие между земной жизнью по заповедям и прочим религиозным правилам и вознаграждением или наказанием в загробной жизни.

Вся эта прекрасная конструкция рушится, когда человек попадает в ситуацию, в которой такая связь, а именно должное соответствие, между тем, что он делает и что получает, не действует. Например, не каждый начальник повысит зарплату, если хорошо работать и выполнять все его задания. Часто встречается обратное — начальник добавит еще больше работы. У человека возникает ощущение несправедливости, которое и является маркером наличия нарушенного соответствия.

Нарушение «справедливости» как правила жизни, называемое несправедливостью, вызывает возмущение, гнев, обиду, боль, если это правило нарушил кто-то другой. А если его нарушаю я, то возможные реакции прежде всего вина или стыд. Часто недостаточно просто выразить свои чувства тому, кто нарушил правило, чтобы успокоиться. Для этого необходимо добиться восстановления справедливости, т. е. чтобы это правило жизни заработало.

Пожалуй, наиболее болезненные переживания относятся к несправедливости объекта веры (Судьбы/ Мира/ Вселенной/ Бога, условно назовем это Высшей Силой) по отношению к самому человеку, который их переживает. Эти страдания человека, как правило, отягощены тем, что совершенно неясно, какие его деяния могли вызвать такую ситуацию, в которой он оказался. Например, женщины, страдающие бесплодием, часто переживают несправедливость в связи с тем, что не работает должное соответствие между их «правильным» или «положительным» образом жизни и наступлением беременности, задаваясь вопросом «за что это мне?» или «что я такого сделала?» и т.п. Или например, люди, заболевшие смертельным заболеванием, тоже озадачиваются вопросом, в связи с какими их действиями, они получили такое «воздаяние» от Высшей Силы. Если у человека достаточно уверенности в том, что он делает в жизни все «правильно», то его охватывают злость и обида на Высшую Силу. А если он не уверен в правильности своих действий, то агрессия оборачивается на себя и переживается в виде «вины» или «стыда».

В связи с этими переживаниями встают три вопроса: по каким правилам жить, кто определяет их нарушение и когда наступает соответствующее воздаяние. Наши отношения с Высшей Силой формируются под влиянием религиозных верований наших предков. В языческих религиях человек мог получить наказание при жизни за ослушание или неисполнение воли богов, а также за недостаточное их почитание. Правила жизни и их нарушения определяли жрецы, при чем часто постфактум, т. е. когда воздаяние уже пришло (например, заморозки убили все всходы или засуха уничтожила урожай). Язычества уж тысяча лет как нет, но тем не менее его следы можно обнаружить в языке: например, все еще можно услышать такую обвиняющую фразу как «это бог наказал».

Однако, гораздо бОльшее влияние на нас оказывает христианство. Правила жизни прописаны в заповедях. Опираясь на Библию, священнослужители доводят их до верующих, они же определяют нарушение правил, называя это грехом, и даже отпускают грехи. При этом мы почему-то часто упускаем самое главное — а именно, то, что в христианстве должное «воздаяние» (причем любое: как наказание, так и поощрение) наступает после смерти в виде вечной жизни в покое и удовлетворении в раю или в мучениях в аду, т. е. в течение земной жизни нет должного соответствия между поведением человека и тем, что он получает.

Возможно, жаль, что этого нет, ведь что там после смерти мы, живые, проверить никак не можем. Возможно, именно поэтому нам так нравятся истории типа «Графа Монтекристо», в которых еще при жизни все герои получают по заслугам.

От переживаний по поводу несправедливости можно избавиться, осознав, что, как бы нам ни хотелось этого, должного соответствия между действиями людей и тем что они получают в жизни просто нет. Справедливость — это всего лишь идея, которая нами управляет, пока мы слепо подчиняемся ее влиянию. Как бы «правильно» по социальным, семейным или религиозным меркам мы ни жили, мы можем получить в ответ от других людей или Высшей Силы, пока мы живы, все, что угодно как хорошее, так и плохое. И главный вопрос не в том, почему так или за что это все, а что с этим дальше делать.

Прежде чем отказаться от идеи справедливости важно понять, на что мы себя обрекаем в дальнейшей жизни без нее. Одним из самых трудных последствий является осознание бОльшей неопределенности, отсутствия гарантий в отношении ко мне со стороны людей и Высшей силы, собственного одиночества и необходимости брать на себя ответственность за свою жизнь. С этим придется учиться справляться и это непросто, т. к. вызывает много самых разных переживаний: тревоги, страха, растерянности, одиночества. Кроме того, не опираясь на идею справедливости, приходится «иметь дело» с несчастьем как собственным, так и других людей: приходится на него смотреть, определять свое собственное отношение и принимать решение, что делать в этой ситуации, в то время как идея справедливости «затуманивает» восприятие и дает иллюзию, что все так и должно было случиться, т. к. сам человек своими действиями это заслужил.

С другой стороны, отказ от идеи справедливости дает некоторую свободу жить, как захочется, не заслуживать свою «хорошую» жизнь, не чувствовать себя за это обязанным кому-то или чему-то, не ждать «подарков» и быстрее адаптироваться к меняющимся условиям жизни, не говоря уже о том, что понимание, что «мне не должны» сильно снижает градус страдания, приносит облегчение и стимулирует поиск новых возможностей.

В чем ценность справедливости или, по-другому, что можно оставить в своей жизни из этой идеи? Это решает каждый сам для себя. Например, мне ценно право на равенство в моем отношении к другим людям: когда я имею право относиться к другим людям так же, как они относятся ко мне. Т.е. если ко мне хорошо, то и я могу хорошо, если ко мне плохо, то и я могу плохо и это нормально.

На что же опираться в жизни, если не на идею справедливости? Мое мнение, что нет ничего лучше и надежнее собственных потребностей, желаний, импульсов, выбранных и принятых ценностей и убеждений (не путать с интроектами, т. к. их не выбирают). Может быть, это сложный путь, т. к. требует хорошего знания и понимания себя, однако, по собственному опыту могу сказать, что он чрезвычайно приятный и интересный.

Полина Гавердовская
http://personagrata-studio.ru/articles/spravedlivost-kak-introekt/?lang=ru

4 Comments

  1. Катрин

    Более 1 900 лет назад апостол Петр написал такие утешительные слова: «Мы, по обещанию его [Бога], ожидаем новых небес и новой земли, на которых будет обитать праведность».
    Можем ли мы быть уверенными в том, что это обещание исполнится?
    Да, можем! В словах Петра о «новых небесах и новой земле» не было ничего нового. В небольшом масштабе то обещание исполнилось в 537 году до н. э., когда иудеи были освобождены из вавилонского плена и смогли вернуться на родину. Но пророчество Исаии великолепным образом исполняется и в наши дни. Кроме того, мы ожидаем, что в приближающемся новом мире Бога у этого пророчества будет еще более грандиозное исполнение. Волнующее пророчество, высказанное через Исаию, дает представление о том, какие благословения приготовил Бог для любящих его.

  2. Марианна

    Наталья, так как же перестать страдать от несправедливости?
    Я постоянно думаю о радости, я лелею это чувство, и у меня порой получается забыться, но проходит день-два, и надо мной уже снова нависает всей своей мрачной тяжестью действительность, вот так меня и кидает от умиротворения к страданию, от радости к боли.
    Меня угнетает, что ежегодно шесть миллионов детей в мире умирают от голода, 852 миллиона человек в мире недоедают, в развивающихся странах 11 миллионов детей умирают в возрасте до пяти лет, детские онкозаболевания в 75% случаев сегодня излечимы, но в России детей с этим недугом обрекают на смерть, в настоящее время на всей планете происходит геноцид по отношению к животным, их миллиардами безжалостно убивают для употребления в пищу, для изготовления одежды и обуви, да и просто для для развлечения под названием охота в вольерах, их пожизненно содержат, как заключённых, в зоопарках, как рабов, в цирках, бездомные животные страдают от жесточайшего обращения ветеринарных служб, уничтожающих их фашистскими методами или просто погибают на улицах под равнодушными взглядами людей от голода, холода или под колёсами автомобилей, я не говорю уже о гибели десятков тысяч гектаров леса, загрязнении водных ресурсов, безответственных действиях, усиливающих парниковый эффект, угрожающий мучительной гибелью всего живого.
    Я прошу вас, если у вас есть какие-либо методы, поделитесь, научите меня философскому отношению, ведь своей болью помочь я всё-равно никому и ничему не могу‍♀️

    • Крам

      Приветствую, Марианна! Я, конечно, не Наталья, но как человек, прочитавший ваш комментарий могу вам только посоветовать заняться собственной жизнью, есть много возможностей в мире, вы описали очень большое количество существующих проблем, но написали ли вы решение? И какая ваша роль в решении этих проблем? Можете ли вы сделать что-то, дабы решить эти проблемы? Я думаю дав себе ответ, на эти вопросы мы сможете продвинуться дальше в понимании себя и соответственно, страдания от несправедливости.

      • Александра

        Поверхностный комментарий, оправдывающий несправедливость возможной( но не всегда! ) ответственностью самого страдающего от неё человека. В данном случае женщина не принимала участие в том чтобы создать все эти страдания, мы не знаем может у неё приют для животных, сортировка мусора дома и тд. И что тогда вы скажете? Я считаю ещё большая глупость дискредитировать идею уж если не справедливости, то каких то ценностей вроде человечности. И вот как раз говоря, чтоникто ничто не должны быть справедливыми, справедливости нет, люди и снимают с себя ответственность, и ответственность ещё и тех кто действительно это делает, именно так а не наоборот, будто не должно быть всего этого хорошего.Ну дак и к чему это ведёт вы думали? Давайте и законы отменять, это же такая же справедливость, что тогда? Ответ тут же очевиден, дак почему не должно быть и этих, ещё каких то норм почему это все должно считаться справедлвым и нормальным, когда они только сделали бы мир лучше. Я считаю именно людям которые не хотят с этим ничего делать, удобно говорить чтотнет никакой справедливости. Вот тут все логично и сходится, а не притянуто за уши и не перевернуто, обвинениями негодующего из за этого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.