В романтической страсти влюбленный приписывает сверхценность своей возлюбленной и она становится воплощением идеалов красоты и совершенства. Психоанализ, как правило, рассматривает идеализацию в любви в негативном свете: как в корне регрессивный защитный механизм. Фрейд в 1914 году считал переоценивание возлюбленного результатом проекции части первичного нарциссизма на другого. Возлюбленного любят как совершенного и целостного точно также, как младенец любит самого себя. Поскольку Я лишается таким образом своего собственного нарциссизма, Фрейд относится к идеализации другого, как к незрелому и опасному феномену.
Последователи Мелани Кляйн считают идеализацию защитным механизмом против разрушительной агрессии.
Поскольку идеализация в романтической любви служит оплотом против ненависти, сама романтическая любовь нестабильна и примитивно развита, чем более зрелое и амбивалентное отношение к объекту.
Таким образом, теми, кто опирается на концепцию Фрейда и Кляйн, идеализация рассматривается в лучшем случае, как краткая прелюдия к более стабильной, амбивалентной любви.
Как только реальность вмешивается и человек познает другого таким, какой он есть на самом деле, идеализация, подпитывающая иллюзию романтической любви, становится невозможной.
Но есть и другая непреложная истина: невозможно влюбиться, не идеализируя объект, невозможно влюбиться, если воображение не вмешивается, чтобы сделать объект уникальным, несравненным. Конечно же, чем выше мы забираемся на гору, тем опаснее падение с неё. Но без близости к пропасти, восхождение к желанной вершине, не вызывает никакой дрожи, никакого любовного трепета.
Психоанализ закладывает свой фундамент, как учение об опыте реальности. Он называет невротиками тех, кто создает замки на песке. А психотиками тех, кто их заселяет. Потому что и те и другие отходят от здорового реализма.
Влюбленным, которые идеализируют любимого человека, психоанализ напоминает, что идеализация есть инфантильная регрессия. Она переносит на любимого человека то качество уникальности, которым ребенок наделяет своих родителей, когда он их переоценивает. Потому, что наша жизнь зависит от них. И потому, что мы не знакомы с их слабостями.
Если идеализация родителей полезна, потому, что она создает для ребенка уверенность, необходимую для его взросления, то она чрезвычайно опасна, когда речь идет о любви к объекту во взрослой жизни . Потому, что идеалы быстро расстраиваются, очарование спадает, магический эффект рассеивается. В тот или иной момент спадают все маски.
Дискурс психоанализа о здоровом реализме продолжается, предупреждая нас о том, что идеализация обедняет Я. Это происходит потому, что она заставляет нас поместить в другого все то, что имеет для нас ценность. И если другой не возвращает нам идеализацию, в которую он был инвестирован, если все, что мы перенесли на него нам не возвращается, мы можем разорвать наше очарование и увидеть другого с более трезвой и реалистичный точки зрения.
Но мы можем также кинуться в откат от себя самих, опустошенных от того, что все, что было в нас самих ценного, мы отдали объекту нашей идеализации. Суицид? Или безутешная депрессия ждет нас?
Идеализируя другого, мы обесцениваем себя и отрываемся от реальности. Наша стабильность зависит от скрупулезной оценки реальности и именно поэтому очень опасно, согласно психоанализу, идеализировать объект любви.
«Психоаналитическое эссе о любви»
Аурелия Коротецкая