Фазы групповой динамики
Инкаунтер-группы (Элизабет Минц)
Первая фаза | Вторая фаза | Третья фаза |
Социальные маски. Члены группы пытаются помогать друг другу, но эти попытки, как правило, не ведут к успеху вследствие недостатка эмфатических связей. Участники задают вопросы, используя другого в качестве источника информации, и дают рационалистические советы. Избежание конфликтных столкновений, самораскрытия и выражения чувств, относящихся к взаимодействиям «здесь-и-теперь». | Прорыв реальных чувств, направленных друг к другу, и началом высказывания собственных личных проблем. Первые прорывы касаются негативных чувств, агрессии по отношению к ведущему или к другому участнику группы. Атакуют членов группы, проявляющих выраженные тенденции к защитному поведению. Открытость и искренность становятся нормой взаимодействий. | Рост самопринятия и более глубоким исследованем личных проблем. Группа становится терапевтом. В содержании личных проблем чаще появляется тема близости, что соответствует актуальной атмосфере в группе. |
Терапевтические группы (Ирвин Ялом)
Предварительные, формообразующие стадии
|
|||
Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия | Стадию развитой группы |
Ориентировка, нерешительность, поиск смысла и зависимость. 2-е задачи: терапевтическая (то, ради чего они вошли в группу) и социальная. Поиск сходства и получение советов. | Стадия конфликта, бунта и исследования доминирования и контроля. Установившиеся соц.роли-отвергаются. Смена зависимого и идеализирующего отношения на прямо агрессивное. Способность противостоять авторитету. | Стадия групповой сплоченности. Возрастание взаимного доверия, поддержки и самораскрытия. Вне группы совместное время провождение. Возрастает пунктуальность посещения группы, беспокойство об отсутствующих. Когда групповая сплоченность сочетается с позволением выражения всего спектра человеческих чувств, начинается стадия развитой группы. | Основное напряжение концентрируется вокруг терапевтической работы или прогресса в достижении участниками терапевтических целей и регресса группы на более ранние стадии развития. |
Терапевтические группы (М.В.Бехтерева)
Фаза 1 | Фаза 2 | Фаза 3 |
Характеризуется высоким уровнем напряжения, который связан как с личными проблемами каждого пациента, так и с внутригрупповым напряжением вследствие «…несовпадения ожиданий, отношений и установок пациентов с реальной групповой ситуацией, требованиями, предъявляемыми к пациенту, поведением психотерапевта» (Карвасарский, 1985, с. 77). Иногда стремление членов группы уйти от напряжения приводит к так называемой псевдосплоченности с характерным для нее стремлением избежать конфликтных ситуаций в группе. | сохраняющийся высокий уровень напряжения результирует в более активное поведение, связанное с выражением своих эмоциональных реакций и негативных тенденций по отношению к психотерапевту. Эта острая ситуация разрешается в откровенном обсуждении пациентами своих чувств и проблем, связанных с зависимостью, неуверенностью, поиском поддержки и недостатком самостоятельности и ответственности. После этого начинается процесс самоструктурирования группы, выработки терапевтических норм. В конце фазы 2 формируется групповая сплоченность и создается благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая самораскрытию и терапевтической переработке проблем пациентов. | Активно работающая психотерапевтическая группа, реализующая уже собственно терапевтические задачи по отношению к пациентам-участникам. |
T-группы (У.Беинисом и Г.Шспардом)
Зависимость | ||||
Отношения лидерства и зависимости от авторитета. Распределение власти. |
||||
1.Зависимость-Бегство | 2. Контрзависимость-Бегство | 3. Разрешение-Катарсис | ||
Избежание тревожности, связанной с отношениями к лидеру. Демонстрация поведения, которое в прошлом получало одобрение со стороны руководства (авторитетов): выражение готовности подчиниться и просьба к лидеру о структурировании, о руководстве к действию. | Амбивалентное отношение членов группы к власти -создание 2-х подгрупп. Стремление установить структуру-борьба с предлагаемой структурой. Руководитель воспринимается как: манипулятор или слабый лидер. Компетентность лидера явно не оспаривается, а лишь скрытно ставится под сомнение. Группа продолжает возлагать ответственность за происходящее исключительно на него. | Прямая атаке на лидера. От лидера требуют, чтобы он вел себя как рядовой член группы, что является критерием готовности группы к взятию на себя ответственности за происходящее. Проблема власти разрешается как проблема ответственности. Следствием принятия группой ответственности является автономия группы. | ||
Взаимозависимость | ||||
Отношения взаимозависимости. «Распределение» чувств. | ||||
4. Очарование-Бегство | 5. Разочарование-Борьба | 6. Согласованная обоснованность | ||
«Ощущения принадлежности к группе. Члены группы делятся своими симпатиями друг к другу. Любое повышение напряженности тут же разряжается. Солидарность становится иллюзорной, но эта иллюзия старательно поддерживается. Индивидуальность затмевается общегрупповым «мы». Зреет конфликт: стремлением к поддержанию солидарности и нежеланием приносить собственную индивидуальность». |
Разделение по степени желаемой близости. Главной темой является степень личной вовлеченности. Одна часть группы сопротивляется дальнейшей вовлеченности, другая — объединяется в требовании безусловной любви. Для обеих подгрупп характерна боязнь того, что большая открытость и близость вызовет отвержение. В результате одна подгруппа борется с возможным отвержением, а другая стремится заблокировать саму возможность дальнейшего сближения. | Участники стоят перед задачей высказывания того, что они думают друг о друге. Решающая роль принадлежит тем, чье отношение к близости не является конфликтным. Возникают выступления с просьбой оценить собственную роль в групповых взаимодействиях. По ходу возникновения высказываний типа обратной связи, страх перед отвержением снижается. Участники группы начинают обсуждать межличностные различия, не связывая их с оценкой «хороший» или «плохой». | ||