ЧЕЛОВЕК ЦИФРОВОЙ

Мы находимся в самом начале пути к цифровому будущему человечества, но контуры его проступают все более отчетливо. Мгновенная передача больших объемов информации, видеосвязь, автоматизация процессов на производстве, электронные торги и документооборот, дистанционное обучение, телемедицина… Как это изменило нас, как это меняет нас прямо сейчас? И что мы можем с этим сделать?

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

Увы, пока мы констатируем негативные сдвиги в в стиле жизни и социальной психологии современного человека:

  • В когнитивной сфере стала гораздо выше ценится скорость восприятия и переработки информации, зачастую в ущерб глубине;
  • Снижается потребность в тренировке оперативной памяти, которую можно передоверить устройству;
  • Мобильные средства связи уже принимают черты «психического органа», вынесенного вовне: оказавшись без гаджета или мобильного телефона, человек чувствует себя беспомощным, лишенным памяти и коммуникативной функции в целом;
  • Новое поколение утрачивает интерес к фундаментальному знанию основ, удовлетворяясь поверхностным знанием проблем, игнорируя проверку опытом и критичность мышления; формируется особый тип наглядно-образного «клипового» мышления, где яркость и доступность содержания ценится выше глубины;
  • Человек современности за день может получить столько информации, сколько человек Средневековья осваивал за всю свою жизнь;
  • Снижается роль «критических фильтров» академической науки при публикации материалов, доступными становятся спорные и плохо проверяемые факты, вызывая своеобразные эпидемии псевдонаучных артефактов (тоталитарные религии, заговоры инопланетян-рептилоидов, парапсихология, «британские ученые доказали» и т.п.);
  • Межличностные контакты приобретают виртуальный характер, что, с одной стороны, облегчает коммуникацию неуверенным в себе и «зажатым» людям, а с другой –  порождает иллюзию доступности и легкости отношения, когда человека можно вычеркнуть из жизни, «удалив из друзей»;
  • Аутизм перестает быть патологией, при малейшей утрате интереса к собеседнику устройство используется для переключения внимания, гаджет превращается в филиал подсознания, индивидуальный внешний носитель коллективного бессознательного человечества;
  • Высокие стандарты личных достижений и качества жизни (дома и интерьеры с рекламной картинки; отполированная через Photoshop внешность; культ успешных людей) влияют на население, порождая зависть в условиях четко выраженного имущественного расслоения; из-за чего растет количество патологий.

Сегодня вряд ли кого-то удивит человек, разговаривающий сам с собой (через гарнитуру), а встреча друзей или общение детей друг с другом проходит через цифровые устройства (онлайн-игры и переписка в социальных сетях из людей в разных комнатах одной квартиры практически норма). Вместо посиделок и вечеринок возникают онлайн-конференции, вебинары, романтические встречи все чаще заменяются виртуальным сексом.

Как на все это реагировать? Как на временную тенденцию?

По мнению технического директора корпорации Google Рея Курцвейла, который недавно опубликовал прогноз будущего человечества, уже через десять лет  возникнет массовый рынок гаджетов-имплантантов, улучшающих и дополняющих функции органов восприятия (внешняя память, датчики контроля процессов тела, «суперухо» и «суперглаз» могут стать реальностью). В 2034 году мы получим способность контактировать с персонифицированным искусственным интеллектом, как в фильме «Она», а в 2045-ом наступит технологическая сингулярность, и все человечество превратиться в гигантский суперкомпьютер. К 2099-ому сингулярность распространится на всю Вселенную…

С одной стороны, это напоминает мегаломанический бред. Специалисты в области психопатологии, давно отметили что идеи психотиков, фантастов и футурологов немного опережают консервативную реальность и воплощаются в жизнь с лагом в пару-тройку столетий (как, например, разговор и прямая трансляция футбольного матча по блюдечку с голубой каемочкой и с яблочком  (apple) посередине).

С другой стороны, темп развития цифровых технологий и отдельные фрагменты опережающих свое время разработок (в особенности, из оборонной промышленности) повышают реалистичность прогноза. Так что приходится признать, что мы имеем дело не просто с тенденцией, а с мощной эволюционной волной.

Поэтому с некоторыми трансформациями нового поколения, столь раздражающими родителей, придется смириться. Но с какими именно? Где грань с отклонениями в личности и поведении, которые могут приводить к расстройству душевной деятельности и личностной дисгармонии?

Термин «интернет-аддикция» изобрела психолог Кимберли Янг. В 1994 году она разослала по сети анкеты и соотнесла ответы с общепринятыми критериями зависимости от химических веществ. Оказалось, «заболеть» интернетом можно очень быстро – за полгода-год. В основе интернет-зависимости – переразвитая полезная страсть, а именно потребность в новизне, которую идеально удовлетворяет сеть. Интерактивный характер интернета и гипертекстовый принцип организации информации стимулируют переживание любопытства, на фоне способности забываться и отключаться от реальности. Если реальность не проживается, а «вытерпливается», риск формирования зависимости выше.

Вот некоторые приметы и виды интернет-аддикции:

  • Интенсивное включение в исследование функций компьютера, увлеченность программированием, освоением новых программ и функций – в ущерб остальной деятельности;
  • Компульсивная (навязчивая) интернет-навигация по сайтам, часто бесцельная повторяющаяся деятельность, построенная на поиске новых впечатлений;
  • Компульсивные интернет-покупки (потребители начинают с дорогих вещей, а заканчивают приобретением ненужного, допустим оптовых упаковок зубной пасты, общий чек покупок достигает тысячи евро);
  • Увлеченность компьютерными и онлайн-играми в ущерб остальной деятельности;
  • «Отношенческая» зависимость от виртуального общения в чатах и форумах (очень часто это форумы, объединяющие людей с неврозами избегания (панические атаки), либо «женские» или «мужские форумы», где в числе завсегдатаев люди, по-своему неуспешные в этих областях отношений;
  • Зависимость от вирутального секса в форме навязчивой склонности просматривать порносайты и  посещать специфические форумы;
  • Увлеченность социальными сетями, замещение реальной деятельности виртуальным общением;
  • Специфические расстройства настроения, появляющиеся при «троллинге» в социальных сетях с навязчивой перепроверкой «лайков» и «постов» людей, находящихся в конфликтных отношениях (это относительно новое расстройство).

Под влиянием интернет-зависимости сужается круг увлечений; теряется интерес к монотонной, но необходимой деятельности; легко возникают отвлеченность внимания и нарушения концентрации. Вследствие нарастающего взаимного отчуждения искажаются или рвутся семейные отношения. Мобильные устройства постоянно требуют внимания, бомбардируя валом отвлекающих событий (громкие выпрыгивающие уведомления, звуковые и зрительные сигналы, сбивающие последовательность мышления и втягивающие в зону навязываемого кем-либо интереса). Это создает своеобразный невротический фон, увеличивающий раздражительность и усталость. При лишении доступа к сети и сетевым устройствам настроение падает до «тоскливо-злобного». В некоторых случаях проблема бывает настолько серьезной, что становятся частыми суицидальные высказывания и угрозы.

Разумеется, любые советы по «плавному и контролируемому вхождению в цифровой мир» помогут только в том случае, если интернет-зависимости еще нет. Вы можете ограничивать и направлять своего ребенка, но если сами попались в сеть, то в этом будет мало толку.

Вот несколько рекомендаций по самоанализу:

  • Зафиксируйте время, проводимое в интернете – по работе и для развлечения. Не увеличиваете ли вы его за счет витальных потребностей (во сне, в движении, в пище)?
  • Удовольствия какого рода вы находите в сети? Есть ли у них равноценные эквиваленты в жизни? (Скажем, доставляет ли вам такое же удовольствие личная встреча с другом, как общение с ним же в социальной сети?).
  • Если что-либо в виртуальном мире вызывает ваш живейший интерес, стремление отдавать ему время, внимание (и деньги), то попытайтесь понять: это что-то интересно вам само по себе, в качестве замены чему-то? Возможно, вы тратите жизненные ресурсы, чтобы забыть о чем-то, сбежать от чего-то?
  • Вспомните периоды вашей жизни, когда приходилось терпеть, выполнять какие-то обязанности «через не хочу» – не усиливалась ли в это время тяга к онлайну?
  • Запланируйте отдых без гаджетов и без интернета. Как скоро вы смогли избавиться от естественного уже легкого беспокойства и насладиться спокойствием и комфортом – и смогли ли?
  • Просмотрите ваши прошлые диалоги в соцсетях. Сколько собеседников оказалось хронофагами – людьми, которые убивают ваше время бессодержательной интернет-болтовней? Какое послевкусие остается после таких диалогов?
  • Если вы оказались втянуты в интернет-баталию, остановитесь и подумайте: знаете ли вы ее реальные причины? Часто за сценой имеется заказчик, а бездумные участники поднимают шум – и волны социальных эпидемий. Осознаете ли вы это?
  • Если вы работаете на компьютере, проверьте, можете ли вы без дискомфорта четко отделять рабочие и нерабочие интервалы, не допуская «перекрытия», чтобы не возникала ситуация отдыха во время работы и работы во время отдыха? В моменты «перекрытия» повышается риск навязчивого откладывания действий (прокрастинации) и навязчивой же навигации по сайтам.

Если вы диагностировали у себя проблемы и справиться силой воли с ними не можете, обращайтесь к специалисту. Если же все в порядке, значит, вы сумеете стать наставником для младших членов семьи.

Вот некоторые советы, как приобщить ребенка к цифровому миру:

  • Если вы не можете уделить внимание ребенку, не стоит покидать его на милость гаджетов. Дайте ему реальные игрушки, включите аудиосказку, но не оставляйте цепенеть перед монитором;
  • Мамин и папин телефоны (ноутбук, планшет и т. д.) – не игрушки. Если вы ждете в очереди, то отвлечь малыша «прыгалкой» или «танчиками» в вашем смартфоне – худшая идея. Лучше расскажите ему сказку. Вы их еще помните? Если нет, попробуйте сочинять вместе.
  • Много говорят про ограничение времени, проводимого в интернете, однако даже 15 минут в день сделают свое черное дело, если останутся самым ярким пятном. Создавайте для ребенка события, дарите впечатления в реальном мире, вовлекайте в продолжительные процессы. Читайте ему по главе каждый день, посещайте новые места, проводите простые опыты, осваивайте технику или искусства – в любом случае вам нужно быть Шахеризадой, которая регулярно очаровывает новой историей, а после прекращает дозволенные речи. Это, кстати, вырабатывает у детей понимание непростой концепции «отложенного удовольствия», которое от этого становится только насыщеннее.
  • Акцентируйте для ребенка то полезное, что дает сеть лично вам. Вы – взрослый человек и знаете о массе инструментов, сайтов и прочих возможностей в интернете, которые значительно облегчают жизнь. Пусть ваше чадо сразу запоминает, что проверить написание слова можно на таком-то портале, получить историческую справку – на таком-то, посчитать процент от числа, посмотреть, как танцуют вальс, перевести поздравление – там-то и там-то. Вы не поверите, как много нынешних школьников остаются цифровыми «абизьянами», при том, что погружены в сеть с младенчества! Чем более утилитарным станет применение сети, тем меньше ореол новизны и привлекательности. Ведь редко какой ребенок влюбляется в словарь, если он, конечно, не Гермиона Грейнджер.
  • Старайтесь не допускать ситуаций, когда реальная жизнь станет бледным подобием виртуальной. Вы разрешили поиграть в компьютерную игру? Дайте возможность в реальности попрыгать на батуте, пройти веревочную полосу препятствий, пострелять в тире и т. д. Показали на экране произведение искусства – сводите в галерею, где обратите внимание на размер картин, цвета, багет и т. д. Сеть «закармливает» информацией наши глаза и уши, но ничего не дает носу, языку, пальцам. Заостряйте внимание на тактильных ощущениях, на запахах, на нюансах вкуса. Мартин Ризе стал профессиональным сомелье воды, он различает тысячи ее вкусов – и, кстати, зарабатывает на этом. А вы отличите хотя бы три-четыре? Проведите вместе с детьми эксперимент-дегустацию!

P.S. Совет всем и сразу, даже если вы точно уверены, что не страдаете интернет-аддикцией: для профилактики проводите больше времени в живом общении, а еще лучше рассматривайте его как один из пунктов целевого планирования – да-да, на полном серьезе! Мы научились выкраивать время для занятия иностранным языком, для спортзала, для посещения врача (ведь научились, не правда ли?), теперь давайте найдем время, чтобы побыть человеком, может быть, даже цифровым,

Леонид Третьяк

http://www.psymaster.spb.ru/articles/chelovek-czifrovoj.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.