Размышления о философии гештальт -терапевта (Е. Калитеевская, Москва) Фрагмент
Лекция, прочитанная в рамках проекта «Одесский лекторий: геш-
тальт в лицах» в октябре 2013 г. О предназначении психотерапии в про-
странстве смежных наук и сфер нашей жизни, о возможностях поиска
философии своего пути в современном быстром и интенсивном мире
и «неудобности» другого человека, с которым все-таки так хочется
встретиться, рассказывает Елена Калитеевская.
Для меня психотерапия – междисциплинарная область. Это не
медицина, не педагогика, не психология. Это своего рода философ-
ская кросс-культурная практика, где, с моей точки зрения, собира-
ется много разных дисциплин – от математики до театра, от исто-
рии до политики, от педагогики до медицины и естествознания,
биологии, социологии, различных видов искусства и творчества.
Мы пытаемся создать пространство возможности что-то, нако-
нец, почувствовать, увидеть, расслышать. И, впечатлившись уви-
денным и услышанным, чувственной тканью бытия, попробовать
посмотреть – есть ли в этом какая-то энергия, которая нас куда-
то влечет, ставит перед нами вопросы. Вопросы, не «спущенные
сверху», а извлеченные из непосредственной актуальной ткани
бытия, на которые невозможно не отвечать, когда сталкиваешься
с какими-то данностями, феноменами, явлениями, процессами,
словами, движениями… Когда мы можем получить некоторое впе-
чатление, которое дает доступ к чувственному знанию, – тому, что
в гештальт-терапии обозначается словом «эвернесс», чувственное
обнаружение себя. Когда можно очнуться, обнаружить себя, впе-
чатлиться реальностью и – может быть – набраться окаянства на
основании этой впечатленности жить.
Когда я говорю о психотерапии, у меня рождается много музы-
кальных метафор. Видов психотерапии много, но мне кажется, что
психотерапия – это больше люди, чем направление, потому что в
их руках метод. Больше всего за последние годы меня интересу-
ет феноменологическое, индивидуальное, бытийное исследование
личной философии практикующих терапевтов. Когда я говорю,
что у нас в программе гештальт-терапии много людей, что-то меня
останавливает говорить, что в наших программах мы готовим ис-
ключительно гештальт-терапевтов.
Сама по себе философия гештальт-терапии дает пространство и
возможности разным людям обнаружить собственную философию
жизни. И на основании обнаружения, открытия себя, очнувшись,
впечатлившись чем-то, соотнести это со своей практикой. Не для
того, чтобы стать проводником каких-то чуждых идей. Мне кажет-
ся, практикующему терапевту полезно осознавать свою филосо-
фию, чтобы не стать проводником и проповедником чужих идей
либо испуганным лектором, который будет прятаться за эти идеи
в страхе, что ему зададут какой-то вопрос или возникнет непред-
виденная ситуация, с которой придется иметь дело.
Творчество – всегда контакт с неопределенностью, всегда вни-
мание к соотношению фигуры и формы, творчество рождается из
неопределенности. Давно были проведены исследования, которые
доказали, что креативность очень сильно коррелирует с толерант-
ностью к неопределенности. Если человек находится в ловушке –
дилемме между страхом и любопытством при встрече с новым, и у
него больше страха, он может использовать какие-то стереотипы,
клише, старые адаптивные формы. Если любопытства больше, и
мы позволяем жить своему возбуждению, то начинаем искать хо-
рошую форму в ситуации, в которой хорошая форма видна.
Дальше, если начинает пробуждаться чувствительность к кон-
турам хорошей формы, все равно необходимо присматривать за
тем, как этот процесс происходит. Нашли мы форму, а потом кто-то
сказал слово – и все перевернулось… «Да, можно и с такой точки
зрения на это посмотреть». И вся картинка меняется.
Полный текст читайте: «БЫТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ К МЕЛОДИИ БЫТИЯ»: размышления о философии гештальт -терапевта / / Гештальт-обзор 2013, № 3 Сборник материалов Украинского филиала Московского Гештальт Института.
Елена Калитеевская – кандидат психологических наук, член тренерского состава МГИ; ведущий тренер МГИ; супервизор; гештальт-терапевт (сертификат EAGT); член проф. совета МГИ. Ведущая базовых курсов учебной программы, автор и ведущая специализаций «Гештальт-подход в работе с группами», «Философия гештальт-подхода» и др.